С 6 апреля все школы Артемовского района перешли на обучение с использованием дистанционных технологий. Четвертая четверть для всех участников процесса началась с серьезного испытания.
Большинство представителей молодого поколения представляли, что учиться на удаленке — это легко и просто, а новость о дистанционном обучении многие вообще восприняли как возможность отдохнуть. Переживали, пожалуй, только педагоги, которым предстояло освоить совершенно новые формы взаимодействия. А дети и родители просто не знали, с чем им придется столкнуться.
Но настал день «Икс». Вдруг выяснилось, что к нему мы явно не были готовы. Оказалось, у нас нет отработанной единой системы взаимодействия учителей с родителями и учащимися. В режиме дистанционного обучения педагоги применяют множество образовательных онлайн-платформ: «РЭШ», «Учи.ру», «Дневник.ру», «Я-класс», «Quizlet», «Pencup”и другие. А для передачи информации школы пользуются разными ресурсами. Где-то это электронная почта, где-то - соцсети и мессенджеры «Ватсап», «Вайбер», официальные сайты образовательных учреждений со вкладками «Дистанционное обучение» или вновь созданные сайты с расписанием.
Сказать, что такая система, а точнее ее отсутствие, неудобна для всех участников образовательного процесса, значит промолчать. Прибавим к этому проблемы с интернетом и получим реальную невеселую картину происходящего.
Мария, мама 13-летнего сына:
- В первый день обучения, как и у большинства школьников всей страны, полетел «Дневник.ру» со всеми заданиями. Мы не знали, что делать. Но благодаря усилиям учителей и классного руководителя все-таки нашли выход из сложившейся ситуации, большинство заданий были нам отправлены. До сих пор не можем попасть в электронную тетрадь. Система не пускает. И это напрягает. Если бы такое обучение было опробовано, было бы проще. Я очень строгая мама, поэтому считаю, что учить надо, конечно. Но находить более упрощенные формы обучения, например видео уроки с учителями.
Огромное количество времени у родителей уходит на то, чтобы элементарно разобраться, где и какая информация по предмету для ребенка размещена, как его подготовить к уроку, какую ссылку загрузить, куда и с помощью какого приложения отправить домашнее задание. Ясности и четкого алгоритма в этом вопросе нет. Сложно приходится детям.
Они не привыкли воспринимать учебный материал в таком виде: контактируя с учителем через монитор компьютера или телефон, а иногда и вовсе без него. Ни переспросить, ни уточнить... Остается только один выход - звать на помощь родителей. Вот только не все взрослые могут доступно, понятно и зачастую спокойно объяснить детям учебный материал. Терпения не хватает, нервы сдают. Дети обратно просятся в школу.
Сергей, папа Ивана, 14 лет:
- Находясь дома, ребенок менее сосредоточен на процессе, не так как в школе, чувствует себя расслабленно. Дается большой объем заданий, программы обучения падают, виснут. Ничего не приспособлено к нормальному обучению детей. Как обычно у нас все долго-долго об этом говорили, но никто к такому обучению оказался не готов. Такая форма обучения имеет место быть, но если все довести до ума. А учиться надо однозначно.
Невероятный объем работы навалился на учителей. Мало того, что им надо провести уроки онлайн, подготовить материал офлайн, нужно проконтролировать и проверить, что бы каждый учащийся сдал домашнее задание, отчитаться перед руководством все или нет его выполнили, проанализировать результаты. Так по каждому классу, круглые сутки.
- Вечером готовишь задание на одном сайте, красиво аккуратно, а утром уже быстро-быстро ищешь параграф в учебнике и упражнения набираешь, - поделился впечатлениями один из артемовских педагогов. - Детей не видно, и как они выполняют задания, совсем не ясно.
Особенно тяжело современные технологии даются педагогам в возрасте. В новых реалиях работа по старинке лишь добавляет им головной боли.
В общем, для всех новая форма взаимодействия — это огромный стресс. Неизвестно, какие у него будут последствия. Но, наверное, всем нам надо набраться терпения. Возможно, скоро нынешний карантин мы будем вспоминать с улыбкой. А, может быть, настолько адаптируемся и привыкнем к его условиям, что не захотим возвращаться к традиционной форме обучения. Кто знает, возможно школы в привычном их понимании уйдут в прошлое. Ведь некоторые находят плюсы в дистанционке.
Ольга, мама Насти, 10 лет:
- Нам все очень нравится. Проблем никаких не возникало. Задания скидываются на электронную почту, с учителем на постоянной связи. Если с интернетом нет перебоев, то и проблем нет. В период «всеобщей самоизоляции» считаю, что такая форма обучения вполне приемлема.
Кстати, кроме школ на дистанционную форму обучения перешли организации дополнительного образования. Так что теперь их воспитанники и рисуют, и лепят, и поют тоже удаленно. Как сообщили в управлении образовании, детские сады подсказывают родителям, чем полезным на самоизоляции занять дошколят. Эти подсказки носят рекомендательный характер. А для детей работающих родителей с 9 апреля в МБОУ № 21 создана дежурная группа.
Работали в ручном режиме с каждым
В Управлении образования АГО подвели итоги первой недели дистанционного обучения.
Заместитель начальника Управления образования Марина Леонидовна Ключникова:
- Действительно на первом этапе реализации дистанта у нас были сложности в плане работы образовательных платформ, которые использовались школами. Видимо, такой массовости подключения к информационным ресурсам, я думаю, не ожидали сами разработчики платформ. На сегодняшний день никаких сбоев не возникает. Не поступают и жалобы со стороны образовательных организаций и педагогов в том числе. Потихоньку адаптируются родители учащихся и дети. Если школы были готовы к образовательному процессу в новой форме, то родители не совсем представляли, как он будет реализован, не вникали в его тонкости. Отмечу, что педагоги буквально в ручном режиме отрабатывали все проблемные моменты, которых было немало. Надо отдать должное за их самоотверженный труд.
Министерство просвещения РФ рассматривает возможность завершения учебного года для учащихся 1-8 классов досрочно. Соответствующее решение должны принимать регионы. В АГО пока никаких нормативных актов на этот счет не поступало. Дистанционная форма обучения реализуется 6 по 20 апреля.