"Егоршинские вести" продолжают освещать тему состояния могил участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла и тех, кто внес свою лепту в дело Великой Победы.
23 апреля вместе с представителями гоородского Совета ветеранов Ольгой Чехомовой и Екатериной Саваловой мы снова побывали на кладбище в с. Б. Трифоново. Поводом стал случившийся накануне визит в редакцию смотрителя этого кладбища.
Сергей Лебедкин сообщил, что из «Жилкомстроя» (учреждение отвечает за содержание городских погостов) поступила просьба помочь в восстановлении рухнувшего памятника ветерану Демченко. Подрядчик тут же согласился поправить могилку фронтовика и установить подпорки.
Конечно, проблему это решит. Жаль, что лишь временно. Ко Дню Победы могилу этого ветерана приведут в порядок, однако подобных ей здесь могут быть сотни.
Кладбище в Трифонке — одно из самых масштабных в АГО. Самое печальное, что узнать, сколько участников ВОв и причастных к событиям тех лет на нем захоронено, вряд ли когда-нибудь удастся. Потому что хоронят в Трифонке усопших в совершенно хаотичном порядке.
Кладбище не разграничено на кварталы и улицы, в этом нет никакого порядка, многие могилы давно сравнялись с землей, памятники обвалились и разрушились, на них нет познавательных знаков, никаких отметок. Понять, кто погребен тут или там, порой невозможно. Как невозможно и восстановить историю всех захоронений на этом кладбище.
Где искать книги регистрации захоронений, не знают даже в администрации. Вероятно, много лет назад весь процесс был пущен на самотек: реестры перестали составляться, старые списки пропали, а подрядчики, отвечающие за содержание мест захоронений менялись как перчатки. Поэтому сегодня мы имеем огромный, заваленный хламом и мусором погост, при виде которого становится стыдно.
- Мы неблагодарные потомки победителей, - говорит Ольга Чехомова, - раз допустили безразличное отношение к памяти ушедших навсегда. К памяти героев, стоявших на защите своей родины, нашего будущего, светлого и беззаботного.
Конечно, в Трифонке есть могилки, по которым видно, что родственники навещают усопших, наводят чистоту, поминают. Но есть и такие, о которых забыли навсегда. Произойти это могло по разным причинам, и мы ни в коем случае не можем тут никого винить. Но, когда видишь заржавевшие, с облупившейся краской, красные звезды на шпилях железных покосившихся памятников и не можешь прочесть имен, которые когда-то были на нем, в горле встает ком, становится горько и обидно, щемит в груди, накатываются слезы.
Мы ходили по кладбищу около часа, уехали абсолютно разбитые и морально опустошенные. С четким осознанием того, что ситуацию надо брать на контроль, надо менять, пора восстанавливать могилы фронтовиков, городу - брать их на баланс. Иначе лет через 10-20 нам просто не о ком будет рассказывать своим потомкам. И они не будут знать цену жизни, цену свободы. Мы просто сотрем историческую память. Раз и навсегда перечеркнем все заслуги народа-освободителя.
Вообще-то, такая работа должна была начаться много лет назад. Но, чтобы это понять, надо было смотреть далеко вперед. Мы, видимо, совсем недальновидны. Или совершенно беспечны.
Екатерина Савалова, председатель комиссии по работе с молодежью по патриотическому воспитанию при районном Совете ветеранов:
- Надо, чтобы у кладбища был хозяин-смотритель, который будет отводить место под захоронения, ответственно вести их учет, смотреть за порядком, чтобы не было столько мусора. Посмотрите, здесь же кругом горы его. Это невообразимо. Одна могилка чистая стоит, а рядом — на другой свалены венки и разный хлам. На каждом шагу так! Мусор не вывозится годами. Невероятных масштабов свалки! Попробую подключить к проблеме безымянных могил разные общественные, молодежные организации. Нужно проводить ревизию, составлять реестр захороненных, искать информацию о них. За обелисками и памятниками в АГО закреплены школы, стоит подумать, чтобы и за могилами участников Вов, где нет ни имени, ни фото, тоже закрепить ответственных, привлекать школьников.