“Просим Вас опубликовать сведения о том, что нидерландский Фонд «Советское Поле Славы» ищет родственников Минеева Исая Елизаровича и Чебакова Александра Ивановича. Возможно, кто-то из их семей еще надеется и ждет известий о своих родственниках».
Такими словами заканчивается обращение в СМИ директора нидерландского Фонда “Солдатское Поле Славы” Ремко Рейдинга. И его слова “возможно, кто-то еще надеется и ждет известий” оказались пророческими.
Очень надеялась и хотела узнать судьбу деда его внучка, Людмила Константиновна Свалова. И вот через 78 лет пришло известие родным о том, как воевал и погиб Исай Елизарович Минеев, рядой Великой Отечественной.
Его судьбу узнал из открытых источников журналист, исследователь, историк Ремко Рейнгард. Он возглавляет Фонд, который собирает информацию о погибших советских воинах и передает ее родным солдат.
Солдатское Поле Слава -- это мемориал и кладбище неподалеку от города Амерсфорт в Нидерландах. На нем захоронено 865 военнослужащих из Советского Союза, погибших в концлагерях и на каторге в фашистской Германии.
С просьбой помочь отыскать родственников двух солдат с Урала Ремко недавно обратился в Управление архивами по Свердловской области и попросил разместить информацию в СМИ.
Это обращение прочитали в интернете родные рядового Минеева.
-- Мы считали его погибшим, даже предположить не могли, что у него такая судьба, что он похоронен так далеко, -- говорит жительница Артемовского Людмила Константиновна Свалова, внучка солдата Великой Отечественной.
Сообщение о том, что разыскиваются родные Исая Елизаровича Минеева прислал Людмиле Константиновне ее брат.
“Написал на Вотсап, а потом позвонил: “Почему не смотришь? Я про деда нашего сообщение прислал!”. Я удивилась -- мы деда считали погибшим. Он за все годы после войны не дал о себе знать, думали, так и пропал, сгинул. Услышала от брата про могилу в Нидерландах, мысль мелькнула -- у деда там семья была? А тут вдруг такое!”
Провожали на фронт дважды
Судьба Исая Минеева словно испытывала. Он рос сиротой, маму потерял рано. Жил в деревне Мостовая Ирбитского района. Трудился в колхозе, выполнял работу, какую дадут, как и многие односельчане. Пришло время -- женился на местной девушке Анне, старался вытащить семью из нищеты, в которой бились почти все деревенские жители в тяжелые 30-е годы.
- К началу войны в семье было 6 детей. Мой папа стал вторым ребенком, он 1929 года рождения, а самой младшей его сестренке в 1941 было всего два года, -- рассказывает Людмила Константиновна.
Жила большая семья бедно. Труд в колхозе был тяжким, а заработанное почти все уходило на то, чтобы сдать государству положенные подати-налоги. С началом Великой Отечественной 39-летнего Исая Минеева призвали на фронт. Но вскоре вернули: у него обнаружилась язвенная болезнь желудка.
После больших потерь на фронте в дом Минеевых вновь принесли повестку и теперь уже семья с ревом проводила отца и мужа на войну. Чтобы больше никогда не увидеть. “Даже ни одного письма не получила бабушка от него…”, -- вздыхает внучка солдата.
Но вроде бы, рассказывал Людмиле отец, который в войну был подростком и хорошо помнит страшные годы, после Победы к Минеевым приходил однополчанин Исая Елизаровича, житель соседней деревни. Они служили вместе и он видел, как упал солдат Минеев и вроде бы даже не дышал, когда к нему подбежали проверить -- живой или нет.
Оказалось -- был живой
В том тяжком бою солдат Минеев попал в плен, а потом в концлагерь. Три года лагерного непосильного труда, издевательств, горя нарушили здоровье когда-то крепкого деревенского жителя. “Как представлю -- каково им там было, сколько он перетерпел, -- через паузы, сдерживая слезы, говорит Людмила Константиновна. -- С его язвой, на каторжной работе… Еще и морально же тяжело: дома шестеро детей, он не мог не думать о них. Жалко его детей, которые росли без отца, жалко, что мало хорошего увидел он в своей короткой жизни”.
Пленных из концлагеря освободила весной 45-го американская армия. Солдат Минеев, видимо, попал в госпиталь, потому что причиной его смерти указано заболевание.
“Искай Минеев был взят в плен 20 мая 1942 года в районе Харькова. Он провел почти три года в плену, где из-за ужасных условий содержания и тяжелой работы заболел туберкулезом. Исай Елизарович умер 24 апреля 1945 года, уже после освобождения американцами. На тот момент ему было 42 года”, - пишет Ремко Рейдинг.
А до Победы было две недели
Немного не дожил солдат Минеев до победного мая.
-- Мы обязательно съездим на его могилу, -- уверенно говорит Наташа, правнучка воина. -- Спасибо всем, кто следит за захоронениями в Нидерландах, содержит их в таком порядке. Огромная благодарность тем, кто ищет сведения о наших близких и сообщает их нам.
Жена солдата Минеева, Анна Андреевна, сберегла в войну всех детей, вырастила, воспитала достойными людьми. Сейчас живы две сестры и брат Исая Елизаровича. Возраста все почтенного. У них 11 внуков, а правнуков даже не счесть. “Я думаю, дед был добрым человеком, -- убеждена Людмила Константиновна. -- Потому что вся родня с его стороны очень доброжелательные, приветливые люди и очень дружные”.
В семье Сваловых день 9 мая - святой, его отмечают вместе. Праправнуки солдата Минеева знают о войне, о том, что за них воевали прадеды -- деды Людмилы Константиновны по отцу и по маме. О том, где похоронен второй дед, Варсонофий Иванович Старцев, семье неизвестно. Есть только сообщение из военкомата, что пропал без вести (по другим сведениям -- погиб). И узнать бы родным о его воинских путях-дорогах, о том, где нашел он последний приют, но… Судьба многих, очень многих солдат Великой Отечественной остается пока неизвестной для их близких.
И еще один солдат - не пропавший без вести
Может быть так же не знают о военных годах солдата и родные Александра Ивановича Чебакова. Он 1903 года рождения. Жил в Егоршино, на ул. Советская, д.1. В письме Ремко Рейдинга о солдате Чебакове читаем:
“Согласно донесениям о безвозвратных потерях, пропал без вести 15 июля 1943 года в бою на Курской дуге у деревни Лески Белгородской области. Жена - Елена Андреевна Чебакова - и дети, так и не узнали, что на самом деле он выжил в том кровавом месиве, но попал в плен к немцам. Он умер от туберкулеза 2 июня 1945 года в городе Сенне”.
Сотрудникам Фонда под руководством Рейдинга удалось найти уже более 200 семей из России, Украины, Грузии, Узбекистана и Армении, чьи близкие похоронены под Амерсфортом. Внучка солдата Людмила Константиновна Свалова говорит:
-- Огромная благодарность поисковикам из Нидерландов. Мы как-то с недоверием к Западу относились, но сейчас понимаем, что там тоже есть добрые люди, и они делают большое доброе дело. Низкий им поклон.
“Они обрели собственное лицо”
Больше 20 лет назад спортивный журналист газеты голландского города Амерсфорт получил редакционное задание написать заметку о захоронениях солдат. «Небольшое задание “Разузнай-ка, можно ли найти родственников этих советских солдат” стало для меня делом всей жизни»,— говорит Рейдинг. Активную помощь в работе ему оказывает русская жена Ирина Чернобровина (восемь лет Рейдинг был корреспондентом в Москве).
"Я почувствовал, что для меня это не просто работа, а моральный долг. Это чувство пришло ко мне, когда я впервые посетил "Поле славы ". Это был очень эмоциональный и, в каком-то смысле, трудный, тяжелый момент осознания. Много советских воинов было похоронено в городе, в котором я родился. Они стали его историей. И я понял, что должен что-то сделать для них".
Возле Амерсфорта – самое большое захоронение советских солдат. Это бывшие военнопленные фашистских лагерей, освобожденные войсками США и умершие от болезней и истощения в последние дни войны или сразу после освобождения в госпиталях Германии. После их смерти, чаще всего из-за туберкулеза, их останки были перевезены на ближайшее военное кладбище за пределами Германии, так, чтобы ни одна жертва союзников не осталась покоиться на вражеской территории.
Исследователь и директор Фонда «Советское Поле Славы» Ремко Рейдинг обнаружил документы на уральских солдат в одном региональном архиве в России. Это трофейные немецкие карточки, где значилась информация о пленных. Эти карточки после войны перевезли в Россию и хранят в военных архивах.
На основании содержащихся в них данных, Ремко установил личность двух солдат, которые еще со времен войны в некоторой степени анонимно захоронены на Советском Поле Славы.
«Это замечательные новости, что мы наконец узнали, кто эти ребята, — говорит Рейдинг. – Через 75 лет после окончания войны мы наконец сможем придать им лицо, найти и проинформировать их родственников. Солдатом под именем ‘Aleks Chibalov’ на могильном камне в действительности является Александр Иванович Чебаков, а солдат ‘Isay Mineyew’ идентифицирован как Исай Елизарович Минеев”.
Официально они оба еще зарегистрированы как пропавшие без вести в бывшем Советском Союзе, где миллионы солдат уже больше никогда не вернутся с фронта. Многие погибли на поле боя, миллионы, так же как Чебаков и Минеев, оказались в лагерях Вермахта.
Ремко Рейдинг приезжал в Москву на 70-летие Победы. В одном из интервью он сказал:
«Это кладбище для меня все меньше место скорби и все больше — источник жизни. Если вначале советские солдаты казались мне безликими мертвецами из далекой страны, то теперь они ожили благодаря фотографиям и рассказам их родственников, которых мне удалось найти. Все они обрели собственное лицо. Я сделал их людьми, такими же, как мы с вами, с собственной историей и судьбой, у которых есть близкие, много десятилетий ничего о них не знавшие».
Очень важно то, что делает Ремко, его жена и их соратники. Спасибо им.
Людмила и Наталья записали на видео благодарность поисковикам из Нидерландов. Видео - Юлия Попова, "Егоршинские вести".