Крупнейший на Урале фестиваль и визитная карточка АГО из-за коронавируса проходил в онлайн-формате. В этом году - без обещанных танков Т-34, самолетов и почти без зрителей. Однако менее зрелищным и интересным он не стал. Организаторы постарались и приготовили сюрпризы для зрителей.
Гостям фестиваля представилась уникальная возможность совершить экскурсию по нескольким историческим эпохам и узнать, как жили и сражались рыцари Средневековья, стрельцы Допетровской России, солдаты Гражданской и Первой Мировой и, конечно, Великой Отечественной войны.
Военно-исторический клуб «Бирские стрельцы» из Башкирии в Артемовский приехал впервые, чтобы показать жителям области настоящий полевой стрелецкий лагерь времен царя Алексея Михайловича.
Пушкари и мушкетеры, в обычной жизни — студенты и преподаватели БашГУ - привезли с собой макеты чугунных пушек и мушкетов второй половины 17 века и продемонстрировали их в действии. Было очень эффектно, страшно и настолько громко, что закладывало уши.
- Стрелецкий полк - история нашего города. Бирск был основан московскими стрельцами, - пояснил руководитель клуба Руслан Хамидуллин. - Об этом мы рассказываем, воссоздавая облик и быт той эпохи.
Обычная, повседневная одежда стрельцов — серые зипуны. В бой они надевали красные кафтаны и сапоги.
На площадке, посвященной эпохе Средневековья, в субботу, 8 августа, несмотря на ограничения из-за коронавируса все же проводились мастер-классы. Здесь желающих учили метать сулицу и стрелять из лука.
Викингов и средневековых рыцарей привез в Кислянку клуб исторической реконструкции «Северный ветер» из Екатеринбурга. Впервые гости фестиваля своими глазами увидели, как проходили турниры средневековых воинов. Полторы минуты боя, звон клинков, удары копий и скрежет доспехов — зрелище впечатляющее! Так на «Покровском рубеже» проходили спортивные соревнования Чемпионата России по УРФО по историческим боям.
Сергей Довганич (клуб «КонГо» г. Нижний Тагил) перед выходом на ристалище рассказал о тонкостях сражения:
- Исторический средневековый бой - это контактное сражение, во время которого мы используем не заточенное оружие. Обмундирование, в котором сражаются рыцари, шлем, доспехи, выполненные по историческим образцам, щит и меч порой достигают веса 25-35 килограммов. Бить противника надо в полную силу, не жалея его, в любые открытые части тела. Лучше — в голову и грудь.
На интерактивных площадках РККА и армии Вермахта гости фестиваля могли прикоснуться к военным артефактам: подержать в руках винтовку или пулемет, пострелять из пистолета, исследовать бронемашины. Уникальные экспонаты, немецкую и советскую технику (ретро-автомобили и мотоциклы) многие реконструкторы восстанавливали по крупицам, своими руками и бережно доставили в Кислянку.
Немецкий военно-полевой лагерь - вот где зритель мог с головой погрузиться в атмосферу неповторимой достоверности. Здесь все поражало и устрашало. Каждая деталь быта, вооружения, амуниции и техники: от фляги для воды - «Trinkwasser», пуговицы на кителе солдат Вермахта до автомобилей, которые активно использовались врагами во Второй Мировой войне. Даже немцы здесь были, как настоящие. Глядя на них вдруг становилось жутко, тут же возникало желание отомстить за Родину, пристрелить фашистов. Наверное, так работает генетическая память.
- Сохранение истории, ее оживление — это и есть главная цель реконструкторов, - объяснил возникающие внутри зрителей чувства «Дитрих» (командир КВИР "Фронтовая полоса», г. Тюмень). - Не секрет, что тематика Великой Отечественной войны в школе закрывается в течение нескольких уроков, а ведь это важнейшая страница нашей истории, которую мы должны сохранить и передать потомкам. Такие фестивали, как «Покровский рубеж», помогают доступно донести информацию о войне молодежи и детям. Зритель погружается в атмосферу событий здесь и сейчас, становится их свидетелем, очевидцем. Не со стороны, как во время просмотра фильмов или прочтения книги, а изнутри. Залпы орудий, взрывы, стрельба дают реальные ощущения страха и ужаса. Ты понимаешь, как все происходило на самом деле. В этот момент приходит осознание того, насколько великой была жертва советского народа.
Эпоха Гражданской войны также была представлена на фестивале. «Белые» и «красные» не на жизнь, а на смерть сражались в поле.