Героя нашей сегодняшней публикации в Артмовском знают, пожалуй, все. В основном, как инструктора по годзю-рю каратэ. Много лет он тренирует мальчишек и девчонок спортивно-патриотического клуба «Русич». А еще Владимир Викторович вот уже как три года руководит школой с. Лебедкино. С недавнего времени он отвечает за работу сельского детского сада. А дома у него свое хозяйство: куры-несушки, бройлеры, индюки, огород, были даже и рогатые.
Как можно все это совместить при такой бешеной нагрузке, уму непостижимо, но Владимиру Насущному удается. Благодаря чему и кому, читайте в нашем материале.
В преддверии нового учебного года мы поехали в одну из сельских школ АГО. Захотелось узнать, как подготовились к 1 сентября в с. Лебедкино и поговорить с директором образовательного учреждения о его ближайших планах на будущее. В октябре будет три года, как Владимир Насущный пришел сюда работать. Какими судьбами его, городского жителя, занесло в село и что каждый день заставляет ездить за сорок километров от дома, наш честный разговор.
- Владимир Викторович, как вы оказались в Лебедкино и каким был ваш путь в педагогику?
- Все началось с того, что в девять лет я решил заняться каратэ под руководством Владимира Григорьевича Ситника. Каратэ такая штука, где приветствуется передача знаний от поколения к поколению, кураторство. После армии устроился педагогом дополнительного образования в клуб «Русич». Так началась моя преподавательская деятельность. А потом я просто решил поднять свою квалификацию. Если честно, не собирался работать преподавателем в школе. Но у меня были методические вопросы, вопросы по педагогике. Я их сам себе, внутренне, задавал. Чувствовал, не хватает знаний. Желание развиваться в этом направлении привело меня в институт. Это было осознанное решение.
Когда заканчивал педуниверситет, во время проведения “Пересвета” (сборы православного военно-патриотического объединения допризывной молодежи), Анатолий Юрьевич Цепилов пригласил меня работать в школу.
- Насколько известно, он же вас затянул в Шогриш.
- Да, пригласил заняться школьным спортивным клубом. И пошло-поехало, говорит: «Что же ты будешь из города ездить, только чтобы этим заниматься? Бери еще и уроки!» Так я стал учителем ОБЖ. Еще и внеурочная деятельность у меня была. Отработал два с небольшим года в шогринской школе, а потом в управлении образования мне предложили должность директора в школе № 19.
- Сразу согласились?
- Не сразу. Я же понимал, что работа серьезная. С одной стороны, очень интересная, но с другой... Надо понимать, что любой руководитель работает в режиме многозадачности. То есть он не может заниматься только чем-то одним. Такого не бывает. В этом вся и сложность. Вообще, педагогика - сложная профессия.
- Как вас, молодого директора из города, принял коллектив?
- Хорошо. Конечно, в любом случае к новому руководителю всегда присматриваются, прощупывают почву... Это есть всегда и везде. Но мне помощь была большая оказана. Помогали и бывшая администрация школы, и управление образования. Подсказывали, объясняли.
- А правда, что школа городская отличается от сельской?
- Я вам так скажу: отличаются сами люди. Например, лебедкинцы от шогринцев. Не могу это объяснить, это чувствуется на подкорке. У них разный уклад жизни, свои особенности.
- Я это спрашиваю потому, что с вашим приходом в школе появились технологии, каких порой нет в городских. Имею в виду «Точку роста».
- Центр «Точка роста» - это федеральный проект. В том, что мы приняли участие в нем и получили одобрение министерства, большая заслуга всего коллектива. Нужно было в максимально сжатые сроки подготовить документацию. Мы справились! Было тяжело, но в проект вошли. Оказалось, что это только начало. Дальше его нужно реализовать, что мы и делаем до сих пор. Проект — пятилетний.
- Насколько трудно пришлось лебедкинской школе во время дистанта из-за пандемии? Как справлялись? И готовы ли вы, не дай Бог, конечно, к подобным внештатным ситуациям?
- Я думаю, многие теперь поняли, что очное образование остается в приоритете, оценили его прелести. Если вдруг ситуация повторится, мы знаем, что делать. То, что наработано, будет использоваться. Другой вопрос, что дистант был необходим. Все, что было в наших возможностях, мы сделали: раздавали нетбуки тем, у кого в этом была необходимость, закупили планшеты. Но проблема была даже не в технических возможностях школы. В селе не везде есть интернет, не везде ловит связь. Поэтому родителям и детям пришлось сложно. Но без минусов не было бы и плюсов. Многие родители поняли, что такое учительский труд. Педагогам пришлось осваивать новый для себя вид обучения детей, быстро обучаться самим. Нагрузка на них увеличилась в несколько раз. Зато сейчас всем захотелось в школу: и учителям, и ребятам. Школа с нетерпением ждет встречи с детьми. В этом году у нас четырнадцать первоклашек. Два выпускника-одиннадцатиклассника. В прошлом не было ни одного.
- Какие планы у вас, как у директора, на ближайшее будущее?
- Планов много, но обо всех говорить не стану. Один из пунктов — участие во всероссийском проекте «Самбо в школу». Он ориентирован на приобщение школьников к изучению основ борьбы самбо, создание условий для патриотического, физического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Встраивается в программу физического воспитания в школе. Его смысл не в том,чтобы научить ребенка драться, а в том, чтобы научить его выходить из конфликтных ситуаций. Рукопашный бой и самбо хотим включить в работу спортивного клуба школы.
- Сегодня вы исполняете обязанности заведующего в сельском детском садике. Его вам в довесок за хорошую работу дали?
- Просто сейчас идет процедура объединения двух учреждений. Из двух разных юридических лиц получится одно.
- Как вы распределяете работу? Как все успеваете?
- У меня все в ноутбуке. Здесь же важно организовать работу людей. Я всегда на связи. Вот даже сейчас разговариваю с вами и параллельно отвечаю на вопросы коллектива в ватсапе.
- При такой нагрузке возникает вопрос: домой вы во сколько уезжаете?
- Если я уехал с работы из здания, это не значит, что я не на работе.
- То есть работа у вас двадцать четыре часа в сутки. А по вечерам тренировки по каратэ.
- Да, и телефон в кармане все время. Но в связи с пандемией не было тренировок. Это сейчас мы бегать начинаем.
- Дома — семья: жена, дети. Им тоже нужно внимание. Где вы черпаете силы?
- Вы знаете, мне помогает то, что вся семья двигается в одном направлении. Супруга поддерживает меня во всем: и дома, и на тренировках (каратэ — наша общая страсть), и на работе (учитель информатики). Если бы у нас были противоречия: надо сделать так, а не иначе, было бы гораздо сложней. Бывает конечно спорим... но я обычно побеждаю в споре. Вернее, Мария Михайловна дает мне это делать. Маша может поддержать, а может просто послушать.
- Хозяйство, я знаю, у вас есть небольшое. Даже коз держали.
- Ну, от коз мы отошли немного... Птицу держим, да. Животных завели, наверное, как раз чтобы немного голову разгрузить от работы. Кстати, хорошо помогает.
- Владимир Викторович, и последний вопрос. Скажите, где сложнее быть главным: в семье, спортивном клубе, школе? Где сложнее руководить?
- В спортивном клубе брать на себя руководство мне пришлось, поскольку не стало Владимира Ситника. Так сложилось. Я с детства там вращался, и в каком-то плане мне было проще. Если не брать административных тонкостей работы.
В семье, это мое мнение, мужчина все равно должен быть главным. Меня так воспитывали. Да и семья — это же когда все вместе решают проблемы. По грузу ответственности в школе, наверное, сложнее всего. По ощущениям на сегодняшний день. Первый год работы в школе казался мне очень тяжелым. С точки зрения того, как здесь все устроено. На второй год мы начали реализовывать «Точку роста», и предыдущий год показался отдыхом. А на третий год свалился коронавирус. Пандемия и дистанционное образование добавили всем седых волос. То есть все познается в сравнении.
- Владимир Викторович, спасибо за откровенное интервью. Удачи вам на рабочем месте и побольше успешных проектов!
- Спасибо. А мне бы хотелось поздравить всех с началом нового учебного года и пожелать, здоровья. С Днем знаний! С первым сентября!