Ты идешь с магазин и покупаешь товар, а потом выясняется, что покупка не оправдывает возложенных на нее надежд. Не подходит по каким-либо причинам, или оказывается ненадлежащего качества. Как тогда быть покупателю? Что делать?
Найти ответы на эти вопросы поможет Закон о Защите прав потребителей — довольно большой свод норм. Однако разобраться в этом правовом море под силу не каждому. Хорошо, что есть люди, которые помогут это сделать.
Мы уже рассказывали читателям о том, что в Артемовском работает Консультационный пункт Алапаевского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области». Сюда от горожан поступает много обращений, касающихся вопросов защиты прав потребителей. На часто задаваемые из них сегодня отвечает юрисконсульт Отдела экспертиз по вопросам защиты прав потребителей Татьяна Степанова.
- Татьяна Павловна, человек купил товар (это не продукты) в магазине. Он хорошего, должного качества. Но покупателю вдруг разонравился или не подошел по какой-то причине. Его можно вернуть? И, если да, то в какой срок?
- Да, можно, но именно обменять товар, а не возвратить. В срок 14 дней со дня покупки, не считая самого дня покупки. Закон разрешает обменять товар, а если нужный товар отсутствует в продаже, отказаться от исполнения договора купли-продажи, вернуть товар продавцу и получить уплаченные за товар деньги. Обмен (возврат) товара производится, "если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек или кассовый чек, выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром".
- В магазине меня остановил охранник и попросил показать сумку. Это законно?
- Если сотрудник охраны магазина требует показать сумку, то покупатель может ему в этом отказать, имея на то абсолютно законные основания. Право по осуществлению личного досмотра граждан, досмотру находящихся при них вещей вправе осуществлять сотрудники органов полиции. Личный досмотр осуществляется лицами одного пола с досматриваемыми. Кроме того, досмотр осуществляется в присутствии двух понятых. Поэтому осуществлять досмотр личных вещей «своими силами» охранник магазина не имеет права. Он может задержать покупателя только в том случае, если покупатель совершил правонарушение и охранник это видел. В этом случае задержанное лицо должно быть незамедлительно передано в полицию.
- Чем отличается проверка качества товара от экспертизы?
- Проверку качества товара осуществляет продавец или уполномоченная продавцом организация (как правило сервисный центр). Результатом проверки качества товара является документ (акт, заключение и др.). В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет (в период гарантийного срока). Экспертиза – это совокупность исследования технических свойств материалов товара, с целью их сравнения с принятыми стандартами и определения возможности использовать товар по назначению. Эксперт выступает любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточным для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Таким образом, экспертиза проводится специалистами, не заинтересованными в результатах рассмотрения дела. Поэтому сервисный центр, не может проводить экспертизу, т.к. он уполномочен заводом – изготовителем на ремонт товаров, а это значит, что он заинтересованное лицо. Результатом экспертного исследования является – экспертное заключение.
- Как быть, если в период гарантийного срока сломался мобильный телефон, и пришлось сдать его в ремонт. Должны ли в этой ситуации покупателю предоставить другой телефон на время ремонта?
- Да. При покупке товара длительного пользования с недостатками покупатель вправе на время ремонта или замены товара требовать предоставить товар, обладающий теми же потребительскими свойствами для бесплатного пользования. Однако продавец (изготовитель) не обязан сам предлагать аналогичный товар – потребитель должен самостоятельно предъявить это требование. Это требование не распространяется только на товары, включенные в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ.
- Я купила товар, он оказался некачественным, а как сдать его обратно в магазин, не знаю. Чека нет, потерялся.
- И из этой ситуации есть выход. Сдать некачественный товар в магазин потребитель имеет право. Ведь отсутствие у него кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований Однако нужно быть готовым доказать факт покупки товара именно в этом магазине (например, другими документами или свидетельскими показаниями). Если магазин все-таки не примет товар назад, тогда придется предъявлять свои требования через суд.