16 октября группа ветеранов по инициативе совета ветеранов побывала в Музее-заповеднике деревянного зодчества в Нижней Синячихе Алапаевского района.
Музей сегодня – федерального значения, его основал большой энтузиаст сохранения истории и быта уральцев Иван Данилович Самойлов. Вместе с несколькими деревенскими плотниками он воссоздал старую уральскую деревню такой, какой она была в течение нескольких столетий. На 52 гектарах стоят более 20 памятников архитектуры, истории, быта. А начало этому музею положил величественный Спасо-Преображенский собор XVIII века, строительство которого началось в 1794 году. Освятили храм в 1823 году.
Место для строительства на оживленном Ирбитском тракте было выбрано не случайно. Ежегодно после Ирбитской ярмарки тысячи торговых людей разносили по всей стране молву о Синячихинском чудо-храме. Спасо-Преображенский храм – редкий образец так называемого Сибирского барокко.
В 1937 году храм был закрыт и до 1967 года медленно разрушался. В 1969 году его здание было взято под охрану государства. После 10-летней реставрации в начале 80-х годов храм стал центром знаменитого на всю Россию Нижне-Синячихинского музея-заповедника.
На территории музея немало интересных исторических экспонатов. Это крестьянская усадьба XVII века, а в ней –изба, амбар с навесом, погреб, колодец с «журавлем», в глубине ограды сарай, пригоны для скота, конюшня, баня «по-черному». Весь комплекс усадьбы обнесен оградой из массивных столбов и бревен и выглядит прочно и практично.
Усадьба XVIII века. Если прежде изба и хозяйственные постройки находились в глубине ограды, то в XVIII веке изба, амбар и ворота, вытянутые по одной линии вдоль улицы, образуют фасад усадьбы. Изба становится выше, окна шире, а самое главное – фасад получает большое количество украшений.
Усадьба XIX века. Главное, что ее отличает: обилие резных украшений, размер дома: если прежде фасад крестьянского дома имел три окна, то теперь пять и более. Интерьер дома украшен сказочной росписью, которая поражает не меньше, чем внешний облик здания.
Часовня Савватия и Зосимы Соловецких. Часовня перевезена в музей из деревни Кокшаровой Верхнесалдинского района. Основали деревню монахи Соловецкого монастыря, бежавшие на Урал после разгрома раскольничьего восстания против реформы Никона. Потомки беглецов в конце XVIII века поставили часовню, назвав ее именами святых Соловецкого монастыря Савватия и Зосимы.
Часовня вознесения. Самое яркое, веселое строение в музее деревянного зодчества. Культовые сооружения Урала, дошедшие до наших дней, во многом отличаются от церквей европейской части страны. Фасады уральских церквей и часовен обшиты тесом и выкрашены. Купола их покрыты железом, увенчаны металлическими золочеными крестами. Оконные проемы обрамлены наличниками.
Часовня Александра Невского. В конце XVIII века она была собрана из остатков Екатерининской церкви древнего Невьянского Богоявленского монастыря, закрытого в 1764 году. Часовню разместили на Камешке-утесе на речке Синячихе. Получился удивительный ансамбль: необычная по архитектуре часовня как бы заполнила вершину горы.
Часовня Спасская поставлена именитым екатеринбургским купцом в честь своего чудесного избавления местным знахарем на Бабиновской дороге 200 лет назад. Перенесена в музей из североуральской деревни Юрты, жители которой славились знахарским искусством.
Часовня Ильинская относится к старейшему на Урале типу клетских культовых сооружений. Такие часовни вплоть до XVIII-XIX столетий строили в отдаленных деревнях, в скитах и на дальних кладбищах.
Башня острога. В XVII веке первые русские поселенцы на Среднем Урале селились вблизи границы. Рядом, к югу жили враждебные кочевники. Для защиты деревень от кочевников создавались крупные поселения, слободы, имевшие укрепления в виде деревянных крепостей-острогов. Представленная в музее отреставрированная башня является частью Арамашевского острога.
В крупном заводском поселке для наблюдения за пожарной безопасностью на заводе была необходима высокая башня.
Представленная в экспозиции музея башня была привезена из поселка Красногвардейский Артемовского района. Высота башни 35 метров, возраст около 100 лет.
В свое время пожарная была, пожалуй, самой характерной деталью уральских поселений. Конструкция пожарной традиционна: вытянутые прямоугольные стены, на коньке сооружена дозорная каланча с колоколом. С нее вели круглосуточное наблюдение. Завидев дым, звонили в колокол, собирали народ. Рядом с пожарной висит сполошный колокол: тот, кто первый заметил пожар, прибегал и звонил в него.
Ветряная мельница. На Урале ветряные мельницы появились в XVII веке. В наших краях ветряных мельниц было не так много. Чаще ставили водяные, располагая их на малых реках, многоводье им было не нужно. Но в деревнях и селах по берегам больших рек махали крыльями ветряки. Мельница, представленная в музее, была срублена в 1916 году.
Недавно музей пополнился еще одним памятником. В деревне Лучинкиной Тугулымского района был найден двухэтажный шестистенный дом, выдающийся образец деревянного зодчества, построенный в 1802 году. Он представляет собой исчезнувший тип деревянной притрактовой постройки с хозяйственным двором замкнутого типа, которые возводились вдоль Сибирского тракта. По тугулымскому преданию, в этом доме останавливались декабристы во время следования на каторгу.
Вот такой замечательный музей посетила группа ветеранов из города Артемовского. А еще нас напоили душистым чаем и угостили вкусными пирогами. Также в программе экскурсии по музею предусмотрено катание в бричке на лошади, что удивительно приятно.
Артемовские ветераны благодарят экскурсовода музея Веру Поликарповну Махневу за интересную и содержательную экскурсию, а также депутата Заксобрания Кирилла Некрасова Александровича за организацию и финансирование поездки. Благодарны вам от души!