Артемовский, как и весь наш регион, многонациональный район. У нас мирно уживаются люди разного вероисповедания. Но к тем, кто не скрывает своего положительного отношения к религии и того, что верит в Бога, нередко отношение как к странным, не от мира сего. На верующих людей и священнослужителей любой конфессии показывают пальцем, смотрят, словно на ряженых.
Но есть в России регионы, как, например, Кубань, где в каждом населенном пункте есть церковный приход, в котором службы идут на постоянной основе. И люди, почти всей станицей, помогают ухаживать за красивейшей территорией у местных храмов и любой праздник начинают с литургии в нем..
У нас же в городе пока еще живо разделение артемовцев на «этих» и «нормальных». Мы почему-то сочувствуем преступникам, вышедшим из мест лишения свободы, но до сих пор с каким-то непонятным раздражением или любопытством смотрим на батюшку в рясе и на людей, выходящих из храма.
Почему так происходит? Ведь мы все одинаковые. Люди приняв решение прийти в храм ни в коем случае не перестали быть гражданами, соседями, родителями, детьми. И уж точно не хотят, чтобы их делали изгоями общества, относя к некой секте или касте.
Чтобы развенчать некоторые стереотипы и ложные понятия о православии, мы решили обратиться за ответами к благочинному Артемовского благочиния, настоятелю храма во имя пророка Божия Илии протоиерею Николаю Трушникову.
Мы передали отцу Николаю, настоятелю православного храма во имя пророка Божия Илии, самые частые вопросы, которые задают в беседах с православными их соседи, друзья, знакомые.
Отец Николай с интересом отнесся к нашей идее и согласился ответить на собранные вопросы. При этом мы предупредили батюшку, что они могут быть по-детски наивными, но люди, которые их задавали, действительно хотели получить ответ не от соседской бабушки, а от человека, большую часть своей жизни посвятившего служению Богу. Как говорят православные: «Помолясь» начнем наш блиц-опрос.
-- Если меня крестила бабушка, а я этого не помню. Все равно я крещеный?
-- Таких раньше называли «погруженный» или «маканный». В любом случае, это крещение считается неполным, потому что не было таинства миропомазания, которое может совершить только священник. Вы можете обратиться к священнику, рассказать ему о ваших сомнениях, и он окрестит вас по особому чину, который положен в подобных случаях.
-- Когда правильно поминать умершего человека: в дату смерти или дату дня рождения при жизни?
-- День смерти в православии – это день рождения для вечной жизни, поэтому день рождения усопших не поминают, а поминают в день перехода в вечность, т. е. в день смерти.
-- Если человек знает за собой грех и страдает из-за этого. Он один на один с Богом просит простить его, переживает, а на исповеди не может или не хочет рассказать о грехе. Потом считает, что это не грех, раз в душе раскаялся - Бог простит и рассудит. Это так?
– Таинство исповеди установил сам Господь, сказав апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20,23). По преемственности право отпускать грехи получили епископы и священники. Перед исповедью священник читает молитвы на отпущение грехов и наставление, где в частности сказано: «Вот, чадо, Христос невидимо стоит здесь, Сам принимая Твою исповедь; не стыдись, не бойся, и ничего не скрой от меня, и не уклоняясь, открой все, что ты согрешил и получишь прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Вот перед нами Его Крест, Евангелие и икона, я же только свидетель, чтобы засвидетельствовать пред Ним все, что ты скажешь мне; если же что скроешь от меня, то вдвойне согрешишь. Итак, будь внимателен, ибо Ты пришел во врачебницу с тем, чтобы не исцеленным не уйти».
- Мне говорили многие, что после прихода в храм, причастия, не могут слышать ненормативную лексику. Бывает даже, что это становится неприятно до физической боли, как замок на уста повесили. Это самовнушение?
-- Ненормативная лексика, а попросту - мат - не является языком человеческим, он устроен по другим законам. Мат - это язык бесов. Он проник в наш мир из мира потустороннего, инфернального (адского), вынося на поверхность бытия отголоски и обрывки демонических голосов. Вот что говорил по поводу мата епископ Варнава (Беляев): «Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не просто грубую шутку допускаешь, слова твои не просто колебания воздушных волн. Но ты произносишь, хотя несчастный, и не веришь – страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву!.. Ты делаешься, не зная и не желая этого, колдуном, магом, чародеем…». Теперь понятно, что для истинно православного человека, употребление мата недопустимо, а слышать его становится пыткой. Надо защищать себя молитвой.
-- Бытует мнение, если покрестился, то надо себя загонять в жесткие рамки, сравнимые с монашеской жизнью. И страшно с одной стороны, и душа требует духовной подпитки. Человек решает: “Я пока поживу своей жизнью, погрешу. Потом, позже покрещусь”. Можно быть обычным человеком нашего социума и прихожанином храма одновременно?
-- После крещения никто не отнимает у нас свободу выбора в поступках. Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 10,23). Но надо помнить, что перед крещением сам человек (или крестные за младенца) дает обещание Богу соединения со Христом, т.е. жизни по заповедям. Отказ же следовать за Христом – это сознательный выбор следования за дьяволом. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6,24). Любой священник скажет, как часто это «потом» так и не наступает – человек уходит в вечность с тем, чем жил на земле.
-- Многие хотят покреститься, но по пути в храм, то проспят, то машина заглохнет. И оправданием служит такое поверье - знать, время не пришло. Как это объяснить?
-- Да, так часто бывает. Дьявол просто не хочет что бы вы крестились и ушли из под его власти.
-- Правда ли, что критиковать и жаловаться на священников это большой грех? Священники -- это не люди, это святые. Они не грешат и служат примером во всем.
-- Здесь надо отличать критику от осуждения, что само по себе является грехом. Критиковать может только компетентный в данном вопросе человек. Часто незнание канонов и правил церкви трактуются как неправильные действия священника. В тоже время надо помнить, что священник не святой, он тот же человек и у него могут быть ошибки, недостатки. Но бывает и так, что священник, как нам кажется, выходит за рамки допустимого. Для этого у Церкви есть свои инструменты воздействия.
-- Правда, что нательные крестики должны быть обязательно из храма, а кольцо “Спаси и сохрани” нужно носить на определенном пальце?
-- Главное, чтобы крестик был освященный. Если вы приобретаете его в храме, то он уже освящен, если в магазине, то надо освятить в храме. Кольцо можно носить на любом пальце.
-- Я не крещенный, но я так молюсь Богу, что он меня слышит и помогает. И после смерти он меня возьмет к себе.
-- Здесь надо послушать, что говорит сам Господь:«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). И в другом месте: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3,5). «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7, 21)
-- Если покаялся на исповеди в греха, а легче не стало -- можно снова пойти с покаянием уже к другому батюшке, раз первый не помог: видимо, плохо грех отпускал, не слушал совсем, что я ему рассказывал, на что жаловался...
-- Просто вам в таком случае не хватает веры в то, что ваш грех прощен. Потерпите! У нас сохраняется память о прошлых наших ошибках и падениях, от этого никуда не денешься. Рана зажила, а шрам остался. Известен пример апостола Петра:: каждый раз, слыша утренний крик петухов, он содрогался и мог плакать, вспоминая о своём отречении от Христа при этом уже давно будучи прощенным. Зато это в будущем наверняка предохранит вас от повторных подобных же падений!
-- Если батюшка после исповеди дал указание, что делать -- надо беспрекословно исполнять? Даже если ты всем своим нутром противишься этому, нужно молчать и делать? Ни в коем случае не ходить, не рассказывать, не жаловаться и не пытаться найти ответ на тот же вопрос у других священнослужителей для сравнения и перепроверки?
-- Единственное, что должно исполнять беспрекословно – это епитимью за совершенные грехи, которую никто не может отменить кроме епископа. Другое дело – если вы просто просите совета. Можно обратиться и другим священникам. Все равно, выбор – как поступить – остается за вами.
-- Если ты с ирокезом, тату и серьгой в ухе - тебя не пустят в храм. Женщин с маникюром, макияжем, без платков на голове и юбок тоже не пускают. Почему?
-- Здесь все зависит от настоятеля храма – какие правила у него на приходе. Есть такая поговорка: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Но все-таки надо помнить, что есть определенные правила приличия, в том числе, и в одежде, и во внешнем виде. Хотя я, например, знаю одного певчего в храме с ирокезом. Надо помнить, что храм -- это место кающихся грешников, а не собрание святых.
-- Если ты православный христианин, то тебе нельзя посещать мировые культурно-духовные центры, как, например, Стену плача в Иерусалиме, буддийские храмы. И тем более закладывать записки и повязывать ленточки. Это так?
– Возникает вопрос – зачем? На всякий случай? Значит, надо честно признать, что ты никакой не православный.
-- Хоронить умершего можно и в этот же день после кончины, ведь в войну погибших закапывали сразу после боя и ничего?
– Традиция хоронить погибших на третий день -- чисто православная. Связана она с тем, что с момента кончины и до самого дня погребения должны проводиться бдения по упокоившемуся – чтения Псалтыри и панихиды. Они призваны облегчить душе покойного прохождение мытарств (испытаний, с которыми умерший сталкивается перед личным судом). Мусульмане и иудеи хоронят в тот же день. Для атеистов это должно быть совершенно безразлично.
-- Есть такое поверье: стол - это ладонь Господа. На нем должно быть чисто красиво и вкусно. Иначе денег не будет.
-- Суеверие и предрассудок.
-- Бывают случаи, когда перекрестится нет возможности. Крестное знамение мысленно (про себя) имеет такую же силу, как и обычное?
-- Такое бывает, когда обе руки заняты. Тогда можно и мысленно перекреститься.
-- Еще одно убеждение: если ты не соблюдал именно пищевой пост, то ты не достоин ни храма, ни причастия.
-- Все зависит от причины – почему не соблюдал? Или не можешь или не хочешь. Все решается индивидуально со священником.
-- Говорят, часто в храм ходить не стоит, теряется ощущение благодати, которое ты испытываешь, когда посещаешь его.
-- Исходя из логики вопроса, можно сделать вывод, что самые безблагодатные люди – монахи, священники и все служит Богу в храмах и монастырях. Абсурд…
-- Благодать можно почувствовать, как думаете?
-- Вопрос о благодати очень объемный и односложно, без понимания, что такое благодать, ответить невозможно. Требует отдельного разговора.
-- Многие из нас надеются: Бог всемилостивый, он все равно меня простит..
-- Бог может простить можно только того, кто кается в содеянном и просит прощения.
Надеемся, что ответы отца Николая развеяли некоторые мифы, предубеждения, предрассудки. Вопросы веры, отношения с религией -- непростые, очень личные. Каждый решает их для себя сам. Но они - часть нашей жизни, нашего общества и в последнее время довольно активно распространяются в нем. Это тоже нужно учитывать.
Беседы с благочинным мы готовы продолжить. Присылайте ваши вопросы на электронную почту редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или ВотсАп 8-9000-428-444.