Новости

Новости

Михаил Корелин - человек-легенда. К 100-летию со дня рождения любимого директора Мостовской школы

Коллектив Мостовской школы и директором (в центре)
Фото: © из школьного архива

 Сегодня героем нашей публикации становится уникальный человек, память о котором бережно хранят и чтут в селе Мостовском. Так много он сделал для своей малой родины, настолько глубокий след после себя оставил. 

2


В ноябре исполняется ровно сто лет со дня рождения директора школы и заслуженного учителя СССР  Михаила Александровича Корелина. Для жителей Мостовского, это больше чем просто имя или дата. Михаил Корелин здесь — это олицетворение  доброты, заботы и любви к людям. Символ человечности что ли. И не только потому что сыграл огромную роль в развитии сельского образования, но и благодаря своим личным качествам. 

- Умелый и мудрый руководитель! Человек, влюбленный в жизнь, сельчан, детей и учителей, Он умел зажечь! - вспоминают мостовчане и отмечают, - для него, не было разделения людей на плохих и хороших, бедных или богатых. Он был участлив в судьбе каждого, кому это было необходимо, и личным примером показывал, как нужно относиться к месту, где ты живешь, как делать жизнь вокруг лучше.

Сеял доброе, лучшее, вечное. Удивительно, но до сих пор его семена дают всходы. 

Михаил Корелин родился в Мостовском в 1920 году в семье крестьян. Он всегда мечтал учиться.  Еще  до призыва в Красную Армию, имея 9 классов образования, уже работал учителем сельской школы. 

Во время войны служил на Тихоокеанском флоте электриком на подводной лодке, а после демобилизовался и вернулся в родное село. Пришел работать учителем.  Параллельно учился в Ирбитском педучилище, затем - заочно Свердловском пединституте. 

В   1950 году Михаил Александрович становится заведующим начальной школы, а спустя еще немного времени - директором  семилетней школы. В 1965 году встает у руля Мостовской средней школы. 

Именно при Михаиле Корелине  школа переживает свой бурный расцвет и лучшие годы. Преобразуется из неказистой деревенской в современную. На базе нее открывается интернат, и дети окрестных деревень получают возможность жить рядом со школой. 

Благодаря стараниям Михаила Александровича уровень образования селян в целом растет. Выпускники мостовской школы становятся впоследствии  военными хирургами, научными сотрудниками институтов, кандидатами наук, прекрасными управленцами и организаторами. 

- В 1954 году состоялся первый выпуск семилетней школы. А в 1962 году  прошла реорганизация в восьмилетнюю школу. - рассказывает нынешний директор школы № !8 Ольга Свалова, - В здании школы становится тесно, поэтому принимается решение сделать пристрой: столовую и раздевалку.  К 1965 году в Мостовской школе создаются более лучшие условия для работы средней школы. Вводится пристрой 8-ми классных комнат, начинается строительство спортзала, открывается столовая. Тогда строительство шло методом «народной стройки». На каждый субботник и воскресник собирались ученики, учителя и жители села. Они сами  рубили лес, рыли котлован, заливали фундамент, строили школу. Михаил Александрович наравне со всеми работал на заготовке леса. Дополнительно построили 8 классных комнат, учительскую. В итоге вся школа, единственная во всем районе, перешла на занятия в одну смену и стала  школой продленного дня.

3 старая школа
6 Здание старой школы без пристроя
Старая школа

Делать все сообща, трудиться на общее благо и не оставаться в стороне — этому Михаил Александрович учил и ребят, и свой коллектив.  Сам он был очень скромным человеком. Жил в небольшом деревянном доме на три окна и не жаловался. И даже когда ему, уже новому директору школы, предложили построить дом побольше, решил иначе. Организовал строительство четырехквартирного деревянного дома для учителей. Он появился  в селе в 1963-м, а спустя еще почти двадцать лет, в 1981-м, здесь построили целый  учительский многоквартирник. 

Михаил Александрович всегда  очень заботился о жилищных условиях своих коллег, оберегал их. И умел создать такую атмосферу, что многие на всю жизнь сохранили о руководителе самые теплые воспоминания. Все они были одной семьей. Впрочем, как и другие, кто был хоть как-то знаком с Михаилом Корелиным. Директор не делил людей на своих и чужих, бедных или богатых, был внимателен к судьбе каждого.

Из воспоминаний выпускников:

«Я пришла к нему не одна — со вшами»

4


Тамаре Ивановне Сваловой из села Мостовского 81-й год. Михаил Александрович стал для нее первым учителем. Тогда, в далеком 1947 году она, как и 32 ее одноклассника, переступила порог сельской школы, а сегодня с особой теплотой вспоминает то время.

- Увидела Михаила Александровича я 1 сентября. Высокий, стройный, подтянутый красавец, во всем матросском, волосы черные, волнистые. Я думала, это ангел какой-то! Так меня поразил. 
Время было тяжелое, послевоенное. Многие в школу-то не ходили, потому что не в чем было, а когда полегче стало, пошли. В нашем класса были разновозрастные ребята. Детство — не дай Бог никому - носить было нечего: самошитые обутки да стрижка под ножницы. Вши по нам пешком по нам ходили. Но Михаил Александрович не брезговал, никого не выделял, ко всем одинаково относился. 

Добрее его я не знаю никого. Заботился о каждом, сам, и просить его не надо было.  Помню, уже поваром в школе работала. Раным-рано к шести часам на работу приходила, дочка маленькая на руках - ее к маме приходилось отводить. Михаил Александрович прознал. Стал выяснять у меня, почему в садик не вожу ребенка. И выхлопотал место, я его ни о чем не просила. 

Или едем на покос на лошадях, так он обязательно побеспокоится, наточены ли литовки. Личным примером для всех был. Именно он привил нам трудолюбие, бережливость, экономность. 

Рачительный хозяин — так отзываются о бывшем директоре его коллеги, последователи, выпускники и просто жители села. Они отмечают его умение руководить, ставить цели и добиваться их не только в рамках учреждения, которым тот управлял, но и в целом в жизни.   

По  инициативе  Михаила Корелина при интернате школы, где жили ребята из близлежащих сел, было организовано большое подсобное хозяйство. Дети получали горячее питание. Но для этого всем приходилось неплохо поработать. 

От урожая на пришкольном участке зависело цена питания детей. Картошка, морковка, свекла, - все было натуральным и своим. Специально для этого совхоз выделил школе 1,5 га земли. 

Ребята, родители, педагоги и сотрудники садили и выкапывали овощи, пололи сорняки. По осени учащиеся вместе со взрослыми квасили капусту, солили огурцы, которые выращивали здесь особым способом. Красивыми и цветущими всегда оставались школьный двор, его украшали цветники и фруктовый сад.

В 70-х в хозяйстве у школы были даже лошади, телята и поросята. 

В Мостовской  - одной из первых в области школ организовали производственное обучение учащихся, создали ученическую производственную сельхозбригаду на базе теплично-овощного хозяйства совхоза «Егоршинский». Выпускники этого учебного учреждения выходили в мир с профессией - корочками трактористов. 

Из воспоминаний выпускников:

«Суровый взгляд из-под ресниц»

Ермаков Михаил Алексеевич, бывший директор совхоза «Егоршинский»:

-- Я сам являюсь коренным жителем села. Уже в начальных классах испытал на себе суровый взгляд из-под нахмуренных бровей директора школы. Считался трудным ребенком, но в старших классах все исправилось. 

После окончания института  я начал работать в совхозе «Егоршинский» бригадиром овощной бригады. Тогда были сложности в предоставлении жилья молодым специалистам. И Михаил Александрович предложил мне заехать и жить с семьей в его старенький, но пригодный для проживания дом. Я увидел, каким он был хозяйственником, понял, как любит землю - богатый урожай и весь двор в цветах.  В то время это считалось редкостью.

В 70-х годах мне снова пришлось работать в Михаилом Александровичем, видеть, с какой настойчивостью он решает насущные проблемы - это строительство 16-ти квартирного дома для учителей и новой школы. Сколько было выездов в различные организации, заседаний, штабов, встреч!

Когда в 1983 году я пришел работать директором совхоза, все эти вопросы были решены. При Михаиле Корелине все учителя были обеспечены жильем, а совхоз и школа в течение многих лет были единым целым. Школе выделялась сельхозтехника, оказывалась материальная помощь. Она  помогала селу и воспитывала будущие кадры для совхоза. 

1


Директор школы Михаил Корелин учил взрослых понимать и любить детей, и абсолютно всех учил трудиться. Он никогда не останавливался на достигнутом, фонтанировал идеями и претворял их в жизнь. 

Строительство и появление в селе нового трехэтажного здания школы на 320 учащихся  в 1983 году - тоже его проект.  Мечтал он и о  комплексе с единым процессом воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста под одной крышей. Так далеко, пожалуй, не глядел ни один из руководителей. К сожалению, эту мечту Михаил Корелин не успел воплотить в жизнь.  

Михаил Александрович был и остается примером для всех. Сегодняшний коллектив учебного заведения продолжает лучшие  традиции педагогов Мостовской школы и идет в ногу со временем. Уверенно смотрит в будущее. Приоритетным направлением развития для него является  использование современных образовательных технологий, создание условий обучения для всех групп населения с. Мостовского.

 


  

 

Ещё по теме

01 апреля 2024
В этом году, по предварительным данным, в 1-е классы в АГО планируется поступление 646 детей, будет открыто 33 класса.
31 марта 2024
В учебном центре "Логос", недавно справившем новоселье по новому адресу в Артемовском, с детьми работает логопед на…
06 марта 2024
Больше 140 старых деревянных окон заменят на современные пластиковые в школе села Мостовское.
А надо ли нам экзамены в форме ЕГЭ?
ООО «Газета «Егоршинские вести»

Адрес: 623785, Свердловская область, Артемовский, ул. Ленина, 12
E-mail: evest@mail.ru
Служба информации [корреспонденты]: +7 (34363) 2-43-92,
+7 (34363) 2-42-23, 8-9000-428-444
Служба тиража, приемная: +7 (34363) 2-48-27,
Рекламная служба: +7 (34363) 2-53-80, 8-9000-418-444.
E-mail: evest-reklama@mail.ru
Яндекс.Метрика

Найти

Отправка новости

Обратная связь

Спасибо, Ваше сообщение отправлено. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.