Ее увольняли и звали вновь. Она шла - ради детей и подростков, которых нужно было спасать.
Галина родилась в известной семье культработников. Все Юлановы много читали. Выписывали десятками журналы и газеты, новинками пополнялась семейная библиотека. Когда старшие сестры разъехались, двойняшки Андрей и Галина решили остаться в родном поселке Красногвардейском.
По примеру мамы, после окончания школы Галя пошла работать в детскую библиотеку. Будучи активной комсомолкой, в 18 лет перешла работать на Красногвардейский крановый завод. Здесь вскоре стала передовиком производства, одной из лучших в отряде заводских токарей и сверловщиков. Была бригадиром, профоргом, секретарем комсомольской организации и расцвела красивой девушкой.
И так бы продолжался ее взлет по карьерной заводской лестнице, но милиции стали нужны свежие кадры и их стали набирать из передовиков производства.
МЛАДШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ и первая звездочка
О том, как строилась милицейская судьба бывшей станочницы, чем помнится ей служба и кем стали ее “трудные” ребята мы беседуем с Галиной Николаевной Юлановой.
- После окончания школы вы успешно вошли во взрослую жизнь, по советским меркам хорошо зарабатывали. Почему было принято такое странное решение - оставить все и стать милиционером?
- Нас в те времена особо не спрашивали. Партия сказала «Надо!» - комсомол ответил «Есть!». Я, как комсорг, и сама замечала, что есть дети, подростки, которым нужна помощь. Да и на заводе на «перевоспитании» комсомола были молодые люди. Когда меня вызвали к парторгу завода Николаю Николаевичу Кожемякину, я подумала, что мои подопечные «отличились». Увидев в кабинете участкового поселка Тихона Павловича Калинина, решила, что так оно и есть - мои «плохиши» нашкодили. Но разговор пошел совсем о другом. Умело тогда начальство заглядывать в душу к людям, убедили меня, что инспектор по делам несовершеннолетних - это мое призвание. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что они не ошиблись. Так в феврале 1979 года я стала милиционером.
- Мне трудно представить, как из токарей, пусть и с общественной нагрузкой комсорга, можно в одночасье надеть погоны и перестроиться на совершенно другую работу. Трудно было?
- Трудно. Именно перестроиться. Но у меня были лучшие учителя и помощники. Тихон Павлович постоянно мне твердил: «Не сиди с бумажками, иди в люди, заходи в дома, знакомься. Иди в школу - работай с детьми и педагогами». Так я и делала. Первое задание не забуду никогда! Как сейчас помню, на дворе осень, снег, грязь. Иду на окраину поселка, в заречный район. Подхожу по адресу, а там вместо дома полусарай-полуземлянка.
Думала ошиблась - как в таком могут жить люди, но зашла. Слышу детский писк из темноты. Понять не могу откуда. На мой шум женщина вышла, неприятного, мягко скажем, вида. Я спрашиваю: «Это что?». А она мне: «Как что? Дите!». Я глянула в ту сторону, куда горе-мамаша указала, а там в опилках голенький младенец. Желание было схватить этого ребеночка, прижать и бежать куда глаза глядят, и никогда не работать в милиции… До этого дня я считала, что ребенка от матери ни в коем случае нельзя забирать. Мать есть мать. Но после этого случая, я для себя решила, что смогу не только продолжить работу, но и исполнить самое сложное в профессии - оформить документы на лишение родительских прав.
Звездочки на погонах, конечно, появились не сразу. Но младшим лейтенантом я стала в первый год службы. Благодарна Эльфире Михайловне Никитиной, в прошлом начальнику ПДН Артемовского района. Она передавала нам не только свои наработки, профессиональные навыки, но и объясняла, как себя вести с детьми, родителями, педагогами. Она в нас душу свою вкладывала. Мы были с ней, как за каменной стеной, могли обратиться в любое время суток. Всегда помогала и отстаивала наши позиции перед высшим руководством.
- А как военно-спортивная подготовка? Или вы работали без оружия?
-- Мы родились в 50-х годах, в послевоенное время. В школах нам многое преподавали. Но разбирать, собирать оружие, стрелять из пистолета Макарова, применять приемы САМБО – этому уже учили в Артемовском ГОВД.
-- Передовиком и в этом были?
-- В 1980 году меня направили в Тулу на повышение квалификации. Вот там я удивила всех. Поставила рекорд по сборке-разборке пистолета и стрельбы из него. Хотя с детства ношу очки. А вот с самбо мне тяжелее было. Приемы знала, но применять их не могла. Не могла человеку сделать больно - положить на лопатки или провести захват, применить болевой прием. Не мои это методы.
ЛЕЙТЕНАНТ и вторая звездочка
-- А вам делали больно?
-- Звание лейтенанта получила после учебы в Туле. Уверенности и самостоятельности, конечно, прибавилось. Но без мужской помощи было трудно. С благодарностью вспоминаю Дениса Семеновича Хусаинова. Он тогда был председателем местной комиссии по делам несовершеннолетних. Во многом мне помогал.
Запомнился один случай. По сигналу мы отправились на Липовские печи, это был сосновоборский участок лесхоза. Почти 18 км пешком по бездорожью в одну стороны. Тогда автотехники не было у нас. Пришли туда, а там в одном доме трое исхудавших, грязных, голодных детей плачут. Младшему 8 месяцев. Вот так, маленького на руках, старших за руки, пешком и пришли обратно. Определили детей сразу в больницу.
Спасли. Мать не смогли тогда найти. Намного позже ее разыскали. Так что больно бывало…Душа болела. Физически нет. Всю территорию исходила. Выносливая была. Люди до сих пор удивляются, откуда я знаю все названия улиц, проулков и их направления. А как не знать, если я многие годы ходила по своей территории пешком.
-- Уставали сильно?
-- Раньше поселковый совет включал в себя администрацию, отделение ЗАГСа, паспортный и военный столы, милицию. Коллектив был хороший. Все друг другу помогали. Вопросы решали быстро. Умели работать и умели отдыхать. Приглашали на праздники ветеранов администрации. Ставили мини-спектакли, сценки, пели. Ходили на природу отдыхать. Я из семьи культработников, понятное дело, что клуб мне родной. Пела в хоре. Так и отдыхала.
-- А как родители отнеслись к вашему выбору профессии? После таких тяжелых случаев не уговаривали вернуться на завод?
-- Нет. Только с пониманием. Помогали советом. Родители никогда не ругались, не скандалили, уважали старших. Любили детей. Нас особенно, ведь мы с братом младшие. Нашей многодетной семье, то, с чем я сталкивалась ежедневно, было чуждо. Поэтому желание сберечь жизни детей, помочь им устроить свою судьбу, не наделать ошибок, с каждым годом только возрастало.
-- У вас на окне много горшков с геранью. Сейчас не принято садить в доме такие цветы, мусора много, да и запах. Откуда такое пристрастие?
-- Мама любила цветы. Тогда не было такого разнообразия домашних растений, как сейчас. Но у нее были коллекции гераней, фиалок, бегонии. Это память о ней. Сейчас у меня 10 видов герани. Есть розовые, фиолетовая, белые, красные, цветные. А запах герани очень полезный. Он воздух обеззараживает. В наше время актуально!
СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ и уже третья звездочка
- Несколько поколений молодежи Артемовского района называли вас не иначе как «мама Галя», почему?
- Я знаю. Считаю это наградой. Никогда не обижалась. А как иначе, если для некоторых я действительно стала родным человеком. Очень хочется верить, что у таких ребят, как Дениска и Маша все сложилось хорошо.
- Что за ребята, расскажите?
- Родители у них были пьющие. Денис связался с плохой компанией. Чем бы дело закончилось, неизвестно. С нашей помощью перед армией он закончил школу. Но на дату экзаменов ему пришла повестка. Спасибо за помощь известному и уважаемому педагогу Марии Григорьевне Муслимовой. Нам с ней удалось убедить военкома дать парню отсрочку на экзамены. После этого он отслужил, вернулся. Много раз благодарил, что спасли его тогда, дали получить аттестат, затем приобрести профессию. Знаю, что сестра Маша работала коком на судне, ходила в море.
- Чувствовали, что подростки вас не боятся, а уважают и прислушиваются?
- Я всегда говорила что, ты можешь быть не силен в науке, но человеком ты должен оставаться. Относилась к ним просто по-человечески. Каждый из них - не отброс общества, как некоторые считают, а личность. Тем более еще не сформировавшаяся. Они - просто дети.
-- Как же так получилось, что вы, став старшим лейтенантом ушли из милиции?
-- Не я ушла, меня попросили. Пришла директива свыше - все кадры должны быть с высшим образованием. У меня было только среднее специальное, к тому времени я заочно закончила Ирбитский мотоциклетный техникум. Поэтому меня и уволили. На мое место пригласили специалиста с нужным образованием. Но она уехала на повышение квалификации в Ленинград и не вернулась обратно.
- Как вы пережили такое?
- Мы люди в погонах. Исполняем приказы. И нет худа без добра. Я перешла работать в детский сад №27 и заочно поступила в Ирбитское педагогическое училище. Это такое счастье - работать с маленькими детьми. Радоваться их первым успехам.
- Если вам так нравилось, почему не остались работать воспитателем?
- Когда я получила диплом воспитателя, началась оптимизация дошкольных учреждений. Я попала под сокращение.
- Обидно было второй раз такое испытать?
- За себя нет. Со мной работала Нина Афанасьевна Клюкина, воспитатель от Бога, с многолетним стажем. Как ее любили дети! Вот за нее было обидно. Даже сейчас, спустя десятилетия сердце болит.
КАПИТАН. Это четыре звездочки
- Призвание есть призвание. Как вы обратно вернулись в профессию?
- После того, как молодой специалист не вернулась из Санкт-Петербурга, на территории возросла преступность среди несовершеннолетних. Ко мне приехала Наталья Стефановна Янковская (начальник ПДН) и попросила вернуться. Я не смогла отказать - понимала, что лучше меня на вверенной мне территории трудных подростков не знает никто. Начальство пообещало мне квартиру в Сосновом Бору. Даже помню адрес: ул. Иванова, дом 1-А, квартира 10. Но никто мне квартиры, конечно, не дал. А вот работы добавилось. После возвращения у меня оказались территории нескольких ТОМСов: Красногвардейский, Сосновый Бор, Писанец, Бичур, Шогриш, Сарафаново, Антоново, Лебедкино и поселок Буланаш. На Буланаше выделили служебную комнату с подселением для ночевки, если в пути задержусь.
-- Так это работа круглые сутки, вы как выдерживали?
-- Я ведь не одна такая была. Вся милиция так работала. Не было понятия с 8-00 и до 17-00 отработал и домой пошел. Если ты служишь в милиции - это круглосуточно и на всю жизнь. Но от нагрузки начались сильные головные боли. Транспорта ведь не было. Как и асфальта. На поезде, на автобусе и пешком километры. Позднее для Красногвардейского выделили машину. Пришел шофер Сергей Яковлевич Шилов. Участковые ездили на мотоциклах. Появился в нашем отделении профессионал с большой буквы Сергей Владимирович Вандышев. Ребята-дознаватели приезжали из города. Немного полегче было.
-- Сколько вы отработали в милиции?
-- Почти 17 лет
-- Получается, даже нужный стаж для пенсии по выслуге лет не наработали?
-- Когда мне исполнилось 45 лет, начались очередные преобразования в милиции. Время было тяжелое. Страна расставляла приоритеты. И работа с трудными подростками тогда не попала в основные задачи государства. Меня в очередной раз попросили уйти. Но уже на пенсию. Стаж мне засчитали лишь общий.
- Востребованного капитана милиции, специалиста, отправили на пенсию. Почему вы согласились? Наверное выбор был, времена ведь изменились?
- Как-то шла по улице и услышала, как отборным матом ругаются подростки. Не смогла пройти мимо. Подошла, сделала замечание. Парнишки мне ответили: «Ой, Галина Николаевна, вы в какой-то другой эпохе живете. Сейчас все матерятся». Правда, потом извинились. Вспоминается еще случай. Когда я собиралась выйти на пенсию, пришла ко мне девушка, она училась в Школе милиции и попросила мою старую форму. Им так и сказали: «Идите, ищите, просите…». Советское обмундирование, хотя и не было таким красивым, как сейчас у женщин полицейских, но оно было крепким, долговечным. Конечно же, я отдала все, что было у меня. Оставила только плащ и кожаные лодочки на память о советской милиции.
Вот поэтому и согласилась. Страна была уже другая. Как сказал тот парнишка – другая эпоха. Другой становилась и милиция. Когда по жизненно-важным делам подростков надо стало через секретаря записываться на прием к начальству, а тебя могут и не принять, когда милиционерам не выдавали обмундирования и задерживали зарплату…я поняла, что это уже не моя милиция и надо уходить.
- Сорок пять лет-это, еще далеко не старость. Вы где-то еще работали, нашли применения своему бесценному опыту?
- Да. Меня сразу пригласили на работу в Красногвардейскую школу заместителем директора по правовому регулированию. Благодарна по сей день Любовь Николаевне Неустроевой, в тот момент директору школы, и Ирине Валентиновне Бухряковой, которые очень мне помогли войти в новую профессию. В родной школе я и доработала до обычной пенсии.
10 ноября страна отметила День милиции - как по традиции мы его называем. Мы благодарим за честную преданную службу людей с судьбой, как у нашей сегодняшней героини. Тех, кто отдавал себя своему делу без остатка, кто служил даже и после перенесенных тяжких испытаний, кто выдержал все и не сломался. Благодаря таким, как капитан милиции Галина Николаевна Юланова Россия сохранила свое будущее в нелегкие для страны годы. Спасибо вам, охраняющие закон!