"С вашими банковскими счетами кто-то совершает непонятные действия", - такое сообщение "сотрудника службы безопасности Сбербанка", как он представился, взволновало артемовскую пенсионерку.
Мошенник, звонивший с номера, чьи начальные цифры 495, поинтересовался, какой маркой смартфона пользуется женщина и предложил ей провести определенные операции с телефоном: скачать указанную им программу (приложение). Программа, по его словам, должна обеспечить наибольшую безопасность при работе с онлайн-Сбербанком. Для проверки правильности установки программы позвонивший направил женщину к банкомату Сбербанка. Там она провела продиктованные ей действия, поднесла телефон к определенному месту на экране банкомата.
В результате со счетов женщины списалось более 140 000 рублей. По данному факту возбуждено уголовное дел, ведется расследование. В ходе расследования установлено, что, по указаниям мужчины, на телефон установлена программа, позволяющая проводить оплату со смартфона без использования карточки.
С начала года полиция Артемовского зафиксировала более 80 обращений по фактам телефонного мошенничества. Преступникам удалось выманить у жителей АГО более 1 млн рублей.
Вгоняют в стресс, уговаривают, клянутся в честности
Недавно в редакции областной газеты «Пенсионер» состоялся круглый стол, на котором выступили руководитель отделения по борьбе с мошенничеством управления уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области подполковник Илья Батанов, эксперт Центробанка Александр Сальников, депутат Екатеринбургской гордумы Сергей Воронин и начальник отдела управления Роскомнадзора по УрФО Виктор Солодкий, сообщили в управлении МВД по г. Екатеринбург.
В режиме онлайн в мероприятии участвовала уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова.
Подполковник Батанов рассказал, что за 10 месяцев текущего года на территории региона зарегистрировано около 8 тысяч фактов мошеннических действий, это более чем на 2 тысячи превышает показатели прошлого года. В два раза выросло количество мошенничеств, совершенных с применением информационно-телекоммуникационных технологий.
Мошенники, как правило, являются хорошими психологами. Во время разговора с жертвой аферисты стараются создать стрессовую ситуацию, чтобы не дать времени остановиться и подумать. Предлоги разные: с вашего счета якобы совершаются странные операции или кто-то пытается взять на вас кредит, или ваш счёт заблокирован, и срочно нужно перевести средства на какой-то резервный счет.
Одним из распространенных преступлений в киберсреде является кража денег граждан с банковских карт. С начала года зафиксировано более 1900 подобных случаев, что на 500 больше, чем в прошлом периоде. Ущерб от действий мошенников составил более 80 миллионов рублей.
В ходе дискуссии Татьяна Мерзлякова выделила три основные категории граждан, которые чаще всего страдают от действий преступников.
* В первую входят люди, которым злоумышленники внушают информацию о необходимости инвестиционной деятельности с имеющимися у них денежными средствами, что бы получить быстрый доход. Данные лица, воодушевленные азартом легкого заработка, начинают верить этому и вкладывают свои сбережения в несуществующие инвестиционные проекты.
* Ко второй категории относятся жители, финансовые ресурсы которых нарушители закона вовлекли в проведение спекулятивных операций на бирже.
* Третью группу преимущественно составляет представители пожилого поколения, ставшие жертвами финансовых пирамид и денежно-потребительских кооперативов.
Александр Сальников отметил, что в настоящее время в криминальной среде продаются не только номера IP-телефонии, но и банковские карты, а также сим-карты. В дальнейшем злоумышленники под прикрытием чужих имен, совершают уголовно-наказуемые деяния, что усложняет поиск виновных лиц.
Эксперт по безопасности финансового учреждения также подчеркнул, что когда человек сам переводит деньги на счет мошенника, эта операция со стороны банка считается совершенно законной. Настоящий сотрудник банка по телефону никогда не будет спрашивать у вас личные данные, кодовое слово, реквизиты карты и конфиденциальную информацию с обратной стороны карты, а также коды из смс. Если звонят из банка, финансовой организации или госоргана, уточните ФИО и должность звонящего и перезвоните на «горячую» линию банка. Номер указан на обратной стороне карточки или его можно посмотреть на официальном сайте банка.
«Не поленитесь лишний раз повторить эти рекомендации своим пожилым родственникам. Незнание элементарных правил финансовой безопасности может привести к отрицательному балансу на собственном банковском счету. Только личная внимательность граждан, забота о старшем поколении, регулярные разговоры о данной проблеме могут помочь предотвратить совершения преступлений в сфере социальной инженерии. Из-за актуальности данной темы начальником ГУ МВД России по Свердловской области Александром Мешковым дано поручение личному составу службы участковых уполномоченных и других подразделений активизировать профилактическую работу с населением. Сотрудники ОВД гарнизона будут целенаправленно посещать граждан по месту их жительства и лично разъяснять способы и методы, которыми пользуются мошенники, а также то, как не стать жертвой преступников. О любых попытках облапошить вас и ваших близких, необходимо оперативно сообщать по круглосуточному телефону доверия ГУ МВД России по Свердловской области 8 (343)358-71-61», – отметил полковник Горелых.