26 февраля с 10-00 до 12-00 по телефону 8 (34363) 5-88-50 Межрайонная ИФНС России №23 по Свердловской области проводит «горячую линию» по теме: «Преимущество направления жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий орган по ТКС». На ваши вопросы ответит сотрудник правового отдела Нина Анатольевна Лоскутова.
Что такое ТКС
ТКС – расшифровывается как "телекоммуникационный канал связи". Это специальное программное обеспечение, которое позволяет налогоплательщикам предоставлять налоговую отчетность и пользоваться доступом к таким услугам ФНС, как получение справок о состоянии расчетов, об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, актов сверки расчетов налогоплательщика и т.п. Например, 1С, СБиС и др.
В "Адвокатской газете" разъяснили особенности взаимодействия с налоговой инспекцией через ТКС,
Как подать жалобу в налоговый орган через ТКС?
Налогоплательщики могут направлять жалобы на решения и действия налоговиков с помощью телекоммуникационных каналов связи на всей территории страны.
В чем суть проекта по подаче жалоб с помощью ТКС?
Налогоплательщики могут подать досудебные (административные) жалобы на решения налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящие налоговые органы, а также получить ответы на них посредством телекоммуникационных каналов связи (ТКС).
С 1 мая 2020 г. проект по подаче жалоб с помощью ТКС был запущен в Москве, Санкт-Петербурге, Волгоградской и Нижегородской областях, Республике Алтай, на базе межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 и по Сибирскому федеральному округу. С 7 августа такая возможность появилась у налогоплательщиков на всей территории страны, как следует из сообщения ФНС.
Кто сможет подать жалобу?
Направить жалобу по ТКС могут налогоплательщики – юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные физические лица, у которых есть программное обеспечение, предоставляемое доверенными операторами электронного документооборота. Список операторов размещен на сайте ФНС.
На что можно пожаловаться и как?
Через ТКС можно подать жалобу на все акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействие их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в соответствии со ст. 137 НК РФ.
В частности, через ТКС можно обжаловать:
* решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
* налоговое уведомление;
* требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов.
Приказом ФНС от 20 декабря 2019 г. № ММВ-7-9/645@1 предусмотрены:
* форма жалобы;
* порядок заполнения формы (см. Приложение № 5 к Приказу);
* порядок подачи жалобы, обязательные критерии для ее принятия, моменты отправки и принятия жалобы и другие процедурные сроки, обязанности подающего жалобу и налогового органа (см. Приложение № 4 к Приказу).
О порядке и способах подачи жалобы, ее рассмотрении, вынесении решения и возможных последствиях подробнее можно узнать на сайте ФНС в разделе «Подача жалобы».
Каким может быть результат подачи жалобы?
По итогам рассмотрения жалобы, поданной через ТКС, вышестоящий налоговый орган, согласно ст. 140 НК РФ, вправе принять одно из следующих решений:
+ оставить жалобу без удовлетворения;
+ отменить акт налогового органа ненормативного характера;
+ отменить решение налогового органа полностью или в части;
+ отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение;
+ признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.
Насколько полезным может оказаться новый способ обжалования?
Нужно понимать, что ничего принципиально нового проект по подаче жалоб не привнес. Возможность обжалования актов и действий налоговых органов, его порядок и последствия установлены Налоговым кодексом. Запуск проекта лишь увеличил количество способов обжалования.
Ранее налогоплательщики могли подавать жалобы при личном обращении в налоговую инспекцию, по почте и в электронной форме через личный кабинет на сайте www.nalog.ru. Теперь же это можно сделать и через ТКС. То есть налогоплательщики получили дополнительную возможность обжалования из любого места в любое время суток без выходных. Это особенно актуально во время пандемии, поскольку исключает необходимость личного обращения в канцелярию налогового органа или почтовое отделение и к тому же экономит время.
Ну а если ответное решение, полученное после подачи жалобы, вас не удовлетворило, помните: вы вправе в судебном порядке обжаловать его или действия налогового органа.