Новости

Новости

От лучины до планшета. 90-летняя жительница Буланаша вспоминает пережитое

Добрый взгляд, морщинистые руки, спокойная тихая речь. На днях Екатерина Андреевна отметила юбилей.
Фото: © Галины Таскиной

 Екатерине Андреевне на днях исполнилось девяносто лет. За свою жизнь она многое повидала и многое пережила. Самые въедливые и страшные воспоминания это колхоз, война и потеря близких. Но именно трудности научили ее любить жизнь и верить в людей.

- Окей, угол. Какая погода на Буланаше? Алиса, включи музыку, – говорит Екатерина Андреевна, склонившись над новеньким планшетом (подарок любимого внука) и делает заключение. – Не хочет. Интернета нет.

В интернете пенсионерка обычно читает новости, смотрит разные фильмы и общается по видеосвязи с любимым внуком Вовой. Он ей и телевизор огромный купил, и мойку новую на кухню, и все время балует разными подарками. Но общение – оно действительно важно для Екатерины Андреевны. Слышать живой голос, видеть родные черты лица. До чего ж техника дошла! Одно нажатие на экран и вот он, любимый внук –  на связи. А ведь когда-то о таком прогрессе и подумать не могли.

В детстве нашей героини вместо привычной всем лампочки освещала дом лучина. Керосинка, конечно, была, но она больше коптила, да и стекло на нее надевали по большим праздникам.

В таком полумраке жили. Не было ни водопровода, с речки воду таскали, ни других благ цивилизации. Мылись – щелоком – доставал из печки золу, в кипятке заваривали и отстаивали. Но от вшей эта немылкая субстанция не спасала.

-  Даже вспоминать страшно то, что пережито. – говорит Екатерина Андреевна. 

Ручной, тяжелый труд, большая семья: пять братьев и сестра. Самая младшая – Катя. Работа в колхозе, война и адская жизнь впроголодь.  Сегодня такое представить трудно. А тогда…

 -  Мама братьев за десять километров в школу отправляла. Наготовит им, что есть, на неделю и провожает. Всех хотела выучить, чтобы жилось им потом хорошо. Но война их подобрала. – спокойным и тихим голосом говорит наша собеседница. Глаза ее набухают от появившихся слез. Видно, что старая боль не отпускает, сколько бы времени ни прошло. - Кто без вести пропал, кто в госпитале от ранений и  болезней скончался. А я их всех пережила и всех помню.  Добрые такие были. 

Придут на выходных из школы, мне обязательно что-нибудь принесут. То булочку, то брошечку, то шапочку… Мама долго потом плакала. Дома вроде терпит, в конюшню выйдет и там: «Деточки, зачем я вас учила?»… Сама-то была безграмотная.

90-летняя Екатерина Андреевна отчетливо помнит, как работала в колхозе, пасла коров, полола, босиком ходила по полю и сеяла. Учиться ей было некогда (три класса образования), приходилось  все время работать. 

photo_2021-03-01_15-59-48

 - За что работали? – вспоминает женщина. – За галочки и трудодни. В конце года их считали и зерно выделяли. А не работаешь в колхозе, так тебе лошадь не дадут, огород не вспашешь. Покос не выделят. Чем тогда свою скотину кормить будешь? Налоги чем платить? Молоко, мясо – все же надо было сдавать.

В 16 лет, признается женщина, с колхоза она сбежала, без оглядки. Уехала в город Верещагино Пермской области. Там устроилась на трикотажную фабрику. Сначала трудилась разнорабочим на строительстве, а потом ее перевели закройщицей в цех. 

Первое время, вспоминает, работала без трудоустройства, все боялась, что найдут и обратно в колхоз отправят, а там опять жизнь – впроголодь и адски тяжелый труд без продыха. Было страшно и стыдно, но все улеглось.

- Помню, хлеба накушаться я никак не могла. - говорит Екатерина Машаракина, -  Иду с работы, куплю булку белого и черного, домой принесу  – нюхаю, ем и водой запиваю. Не объяснить, как хлеба хотелось. Не то что дома, в деревне, коров пасешь, и не различишь, что ешь - хлеб или кал коровий. Лепешки - то на капустных листьях, то на очистках картофельных делали. И все казалось, что вкусно.

В Артемовский Екатерина Андреевна переехала будучи замужем. Жила с мужем на Красных Орлах (улица в селе Покровском – прим. автора) в небольшой комнатке в казарме. Недолго трудилась в чугунолитейном, потом на кирпичном заводе, а затем ее семья переехала в город, в барак на ул. Зауральской. Женщина устроилась на шлакоблочный завод, где числилась разнорабочим в карьере. 

Смену за сменой лопатой она закидывала на ленту породу для заливки шлакоблоков. Ужасные, по сегодняшним меркам, немыслимые условия труда, тяжелая работа, пыль, которая въедалась в глаза и кожу, и небольшой заработок. Но раз нужно было работать, женщина работала. Тогда, спокойно вспоминает она, все так трудились.

В ее жизни был период работы в «Ворсинке», где Екатерина Андреевна шила телогрейки и бушлаты, и один из самых продолжительных – на АКСК.

Говорит, перешла на комбинат она, потому что от него ей было ближе добираться до дома. В то время жила женщина в п. Буланаш. 

С автобусами было все очень плохо, так что на работу и с работы, после тяжелой смены она ходила пешком, «потом уже велик купила».

Наша героиня в прямом смысле стояла у истоков появления на артемовской земле комбината строительных конструкций. Наравне с мужчинами она копала землю под будущие камеру, вибростол и скипу. В любую непогоду, вручную – ни о какой спецтехники в ту пору еще не слышали. Ну а после, порой в две смены подряд, женщина заливала первые бетонные плиты.  На пенсию она вышла уже из лаборатории, где трудилась лаборантом.

photo_2021-03-01_15-59-49 (2)

Скромную и работящую, ее начальство не единожды отмечало премиями, грамотами и благодарностями. Всякий раз, говорит наша героиня, ей было неудобно, но приятно. Екатерина Андреевна акцентирует, что тогда руководство комбината умело ценить и поощрять людей за их преданность выбранному делу. Уважало труд простого человека. И это стимулировало как никогда. 

Ей и сегодня приятно, что работников АКСК помнят. Давно нет уже самого предприятия, никому не нужны бетонные плиты, а площадки завода распроданы. Но людей, что отдали АКСК немалую часть своей жизни, не забывают. Работает ветеранская организация. А значит все было не зря. 

Все трудности, с которыми пришлось столкнуться, пережитые невзгоды, уверена Екатерина Андреевна, лишь закаляют характер человека. Оглядываясь назад она понимает, как бы ни было тяжело, менять в своей жизни не стала бы ровным счетом ничего. Как сложилось, так сложилось. Да, было сложно и местами невыносимо, чередовались радости, горести, потери, которые не всякому под силу вынести.  Уход из жизни старшей дочери, борьба за внука и за справедливость. Многие события натянутой струной до сих пор отзываются в сердце женщины. Но она вынесла все и очень благодарна судьбе за это.  

В свои девяносто лет наша героиня желает малого, чтобы люди были человечнее друг к другу, чуточку добрее. Чтобы пришла весна. Чтобы наконец отменили коронавирусный карантин, можно было бы немного гулять, заняться своим небольшим огородиком. Чтобы были мирно и спокойно. Чтобы как сейчас, а не как в детстве.

Ждет на 8 марта Екатерина Андреевна и любимого внука Вову. Он приедет на праздник, установит бабушке новую мойку на кухню, поболтает с ней обо всем на свете. И настроит интернет, гугл заработает. В любое время дня и ночи они будут друг с другом на связи. 

ЕГЭ оставить или убрать?
Баннер лесовоз
реклама
ООО «Газета «Егоршинские вести»

Адрес: 623785, Свердловская область, Артемовский, ул. Ленина, 12
E-mail: evest@mail.ru
Служба информации [корреспонденты]: +7 (34363) 2-43-92,
+7 (34363) 2-42-23, 8-9000-428-444
Служба тиража, приемная: +7 (34363) 2-48-27,
Рекламная служба: +7 (34363) 2-53-80, 8-9000-418-444.
E-mail: evest-reklama@mail.ru
Яндекс.Метрика

Найти

Отправка новости

Обратная связь

Спасибо, Ваше сообщение отправлено. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.