«Все для фронта, все для Победы!» - для хрупкой Александры это был не просто лозунг, а смысл четырех самых важных и тяжелых лет ее жизни
- “22 июня ровно в 4 часа, Киев бомбили, нам объявили, что началась война!” Помню ли я этот день, вы спрашиваете? Пусть сегодня мне 95 лет, но этот день, поверьте, я не забуду никогда. Хорошо помню эти четыре военных года. Голод, лишения, смерти, тяжелый труд, но и большая вера в Победу - нашу победу!
Баба Шура замолкает. В ее глазах блестят набежавшие слезы. Но вот она глубоко вдыхает, расправляет худенькие плечи и, улыбнувшись, говорит: “Спрашивай!”
Александра Афанасьевна Горун, в девичестве Акишева, родилась 24 июня 1925 года в селе Килачево Ирбитского района, в крестьянской семье.
-Тятя мой, Афанасий Евстафьевич, был на гражданской войне. Вернулся живым и невредимым. Мама - Аполлинария Ивановна, работала на конном дворе, была женщиной с характером. Первой в деревне стала носить брюки. А на это ох какая храбрость тогда была нужна! Семья у нас была небольшая. У родителей появилась я и через 2 года моя сестра Зоя. Жили мы как все - бедно. До войны я успела закончить школу-семилетку. Устроилась в деревенский клуб “избачем” как тогда так называли заведующего избой-читальней, сельского культработника.
- В начале войны вам исполнилось 16 лет. А помните тот момент, когда узнали, что немцы напали на страну?
-Конечно, помню, я же работала в клубе. Объявление прозвучала по радио. Со всей деревни люди собирались в клубе, чтобы узнать подробности. В первые дни забрали всех мужчин и молодых парней. Остались женщины, дети и старики.
-Александра Афанасьевна, как пережили вы эти страшные годы самой кровопролитной войны?
-Жестокое время, время скорби и боли, непосильного труда. Когда война проклятая началась, я пошла работать в поле. Помню, приехала из района начальство к нам в колхоз. Я уже работала помощником комбайнера. Обращается ко мне один из начальников по фамилии Лавилин, говорит: “Вот, Александра, принимай комбайн «Сталинец» в помощь”. А я маленькая, худая, в чем только душа держится. Как зареву: “Как же я справлюсь с этим комбайном! Вы на меня посмотрите”. Тогда «Сталинец» показался мне такой махиной огромной. Просто представила, как мне на него взбираться, и сразу голова кругом пошла. А что делать? Но я всегда была не робкого десятка, потому и тут справилась. И на своем «Сталинце» всю войну в поле отпахала. Весну, лето и осень в полях, чтобы обеспечить страну и фронт драгоценным хлебом. А зимой трудилась на лесозаготовке. Мальчишки-подростки лес валили, а мы с женщинами сучки рубили.
-Как спасались от голода?
-Мою семью спасало только то, что она была немногочисленной: мать, отец, да мы с сестрой. Скотину приели в первый же год. Потом выживали, ели все: и лебеду, и картошку мороженую. Жили и трудились, все силы отдавали на то, чтобы Победа в войне была за нашей армией. Помню долгожданную победу в мае 1945 встречали всей деревней со слезами.
-Александра Афанасьевна, вы всю жизнь прожили на своей малой родине в Килачево?
-Осенью 1945 года встретила свою любовь. Жених был шофером, приехал с подшефного нижнетагильского предприятия к нам в колхоз на уборочную. Здесь встретились и влюбились. Его звали Максимом Семеновичем Горун. Сыграли свадьбу, и он забрал меня к себе в Нижний Тагил. Там я родила первую дочку Любу. Через два с половиной года мы вернулись в деревню, но уже не в Килачево, а в соседнее село Белослудское. А колхоз у нас на все села был один. Здесь у нас появилось еще четверо детей: три дочки и сын. Вот видите медаль, это награда «За материнскую доблесть». Муж мой работал водителем на бензовозе, прожили мы с ним 16 лет. В 1962 году он погиб на работе, задохнулся парами бензина. Я осталась одна с пятью детьми.
-Вы одна поднимали столько детей, как вы со всем справлялись?
- Закаленная войной женщина способна на все! Я и детей воспитывала, и работала. Много профессий пришлось освоить. Работала почтальоном, продавцом, учетчицей, дояркой и свинаркой, в колхозе после выхода на пенсию еще десять лет заведующий овощехранилища. Дома полный двор был скотины, дети помогали. Все домашние работы были на них. К труду они у меня приучены с раннего детства.
-Вам хватало денег, чтобы и одеть, и накормить ребят?
-Я прекрасно шила и вышивала. Вся одежда была моего собственного производства. На себя шила, на детей и еще на подруг. А на столе у нас всегда были продукты со своего подсобного хозяйства из огорода в 30 соток и домашней скотины.
-Баба Шура, а чьи это у вас музыкальные инструменты: гитара и балалайка?
-Мои конечно! Я ведь на балалайке с детства играю. Тятя научил, потом сама на гитаре научилась играть. Я и пела, и плясала, и на балалайке с гитарой играла. Могу и сейчас сыграть!
-Как вы оказались в Артемовском?
-Это дочь Надежда меня к себе перевезла, настояла, чтобы я поближе жила. Там-то ведь, в Белослудске, совсем одна осталась. Все дети разлетелись кто куда, а я все работала. До сих пор не могу сидеть на месте несмотря на возраст. Я и печь сама могу истопить, и в огороде с окучником первая. Дочь с внуком помогают, не дают порой мне ничего делать, а как без движения, как не работать?
-Александра Афонасьевна, в чем секрет вашей энергии и долголетия?
-В русском духе, силе воли, в постоянном труде и здоровой еде (подмигивая)!
-Александра Афанасьевна вы уникальный человек, знайте об этом. Вы и такие же труженики тыла - настоящие патриоты своей родины. Живите долго, не болейте, радуйте родных, близких и подруг своим оптимизмом и энергией. На 100-летний юбилей ждите в гости «ЕВ»!