На Егоршинском радиозаводе “хвосты” для автопрома больше не крутят, да и космические корабли пока не собирают. Тем не менее жизнь на предприятии, за которым многие годы следит весь район, идет своим чередом.
По городу о ЕРЗ ходит немало слухов. Поговаривают, что выживает предприятие из последних сил. “Нам скрывать нечего”, - говорит генеральный директор Олег Ежов и лично сопровождает корреспондентов “Егоршинские вести” по цехам.
Егоршинский радиозавод - еще недавно, каких-то 20 лет назад величали градостроительным предприятием, гордостью Артемовского. В 80-е годы прошлого века здесь трудились более 7 тысяч человек, продукция славилась своей надежностью и конструкторскими придумками, свои поликлиника, садики, детский лагерь давали социальную защищенность коллективу.
- Новейшая история предприятия связана с негативными моментами, - отмечает директор трудные 2000-е для завода, когда финишировал развал некогда отлаженной жизненной системы ЕРЗ. - И это по сей день висит над нами тяжким грузом. Нам сегодня приходится доказывать, что все плохое осталось далеко позади и жизнь завода течет уже в совсем ином русле.
Перестройка девяностых сократила гособоронзаказы в десятки раз, тогда действительно выживали, вспоминает директор. И когда в нулевые, с 2001 по 2009 годы, ломанулись в автопром, то изготавливали жгуты, демпфера и прочее. Направление было рискованное и этот риск не оправдал себя.
В итоге все равно пришли к банкротству. Но в 2012 году на ЕРЗ началась новая эра развития. Он был выкуплен новым собственником - Александром Мальцевым.
Идем по территории завода. Взгляд невольно задерживается на пустующих зданиях - мертвые заброшенные корпуса, где когда-то кипела трудовая жизнь, смотрят пустыми глазницами окон укоряюще. Сегодня огромные помещения не нужны, не востребованы. По словам Олега Ежова, их бы и рады сдать в аренду или продать, но желающих пока не находится.
Первый работающий на нашем пути - цех по производству металлоконструкций для мобильных антенно-мачтовых опор «Сосна – НН».
- Четвертый год как завод освоил серьезное и востребованное на рынке оборудование - мобильное антенно-мачтовое устройство, предназначенное для оперативного развертывания систем связи и радиолокации. Собираем его на шасси КамАЗа, - показывает руководитель на махину грузовика.
Устройство выпускается уже в четырех разных модификациях - по желанию заказчика.
На ЕРЗ в производстве 17 таких машин. В начале года две были отправлены заказчику - АО «Созвездие», и уже успешно прошли испытания. Три автомобиля готовятся к отправке в Индию. Собирают машины в большом светлом корпусе с высокими потолками. Здесь сделан ремонт, заменены полы и окна, люди работают в чистоте, тепле и с комфортом. Монтаж идет с помощью современных кранов.
На улице натыкаемся на скопление работников завода вокруг машины.
-Это подготовка к испытанию нашего оборудования, собрались все, даже конструкторы пришли, - разглядывает народ директор.
Следующий пункт нашей экскурсии - производственные площадки, где сосредоточена сборка электрогенераторов и модулей. Они будут давать электричество там, где нет высоковольтных линий электропередачи, в труднодоступных районах Крайнего Севера и Сибири, например.
- В 2019 году мы занялись производством оборудования для малой энергетики. Сегодня в производстве первый опытный образец генератора напряжением 6 кВ и мощностью 1100 Вт. Аналогичных в России никто не производит. Для генерации электроэнергии такой может использоваться всюду, где нужно резервное электропитание и где нет стационарных подающих линии электропередач. Причем все, это монтируется в модуле и может работать автономно, - останавливается руководитель и в интонации его рассказа чувствуется гордость.
Производством электрических машин, генераторов, двигателей завод занялся не спонтанно. В 2019 году совет директоров ЕРЗ принял решение выкупить два основных корпуса с оборудованием обанкротившегося Баранчинского электромеханического завода им. Калинина (БЭМЗ) и сделать его обособленным подразделениям артемовского флагмана.
- Мы взяли БЭМЗ под свое крыло и не пожалели. Сегодня на двух площадках мы развиваем одно из перспективных направлений производства электрооборудования. Минские электробусы оснащены тяговыми электродвигателями, их производством и занимается сегодня ЕРЗ на площадках Баранчинского ЭМЗ. Большие города - Москва, Санкт-Петербург, Казань и другие, демонтируют троллейбусные линии и переводят автопарк на электробусы. Думаем, что наша новая продукция - перспективная, нужная, поэтому активно ее осваиваем.
ЕРЗ продолжает выпуск продукции и для оборонки, Конечно, уже не в тех огромных объемах, что были когда-то, но, тем не менее, заказы есть.
-Завершили поставку серьезной партии радиостанции «Ангара 1 М» - отправили 50 штук. Заказчик планирует в течение двух лет заказать еще две партии в таком же количестве. Наша “Ангара” востребована для работы авиаотрядов, силовых ведомств в местности, где нет сотовой связи. Сейчас нашу радиостанцию испытывают пограничники.
Традиционную продукцию ЕРЗ выпускает качественную, с огромным сроком эксплуатации, испытанную теплом, холодом и вибрациями и дает на нее долговременную гарантию. По словам Олега Ежова, на завод до сих пор присылают в ремонт старую версию “Ангары-1”, произведенную еще в 80-е годы. Радиостанции на заводе ремонтируют и отправляют обратно.
География поставок из Егоршино обширна. Потребителем тяговых электродвигателей по номенклатуре БЭМЗ является Минский завод, где собираются электробусы. Продукция по номенклатуре ЕРЗ поставляется по всей территории бывшего Советского Союза, практически во все страны СНГ.
- Мы выпускаем свою продукцию и на экспорт. Правда, он не прямой, - поясняет директор. - Наши машины входят в состав комплексов, которые Рособоронэкспортом отгружаются в различные страны. Сейчас делаем три машины для Индии, раньше такие же ушли в Китай и Турцию.
Портфель заказов у завода есть, причем на годы вперед. Так, например, по мобильным антенно-мачтовым устройствам - до 23 года, по линейке БЭМЗ есть контракты на 2022 год. Гособоронзаказ для ЕРЗ тоже также рассчитан на несколько лет вперед.
-Сегодня мы уверены в завтрашнем дне и понимаем, что нам ничто не угрожает. Самое главное у предприятия появилась стабильность, а у сотрудников - уверенность в том, что они не останутся без работы, - подчеркнул Олег Ежов.
На ЕРЗ и обособленном подразделении предприятия БЭМЗ работает 563 человека. По словам Олега Ежова, с 2012 года заработная плата людям выплачивается в полном объеме и без задержек. Трудоустройство на заводе официальное, предоставляется весь социальный пакет. Средняя заработная плата у работников около 30 тыс. рублей, выплачивают премиальные.
- Нам невыгодно заниматься каким-то «леваком», прятать своих сотрудников, потому что все затраты мы должны показывать. За все денежные поступления мы отчитываемся: открыто говорим сколько потратили на закупку материалов, сколько на заработную плату, - рассказал руководитель.
На сложных заказах на заводе трудятся высококвалифицированные специалисты, но, как и на любом производстве, завод испытывает нехватку работников с техническим образованием. Если раньше кузницей кадров для ЕРЗ был Артемовский колледж точного приборостроения, то сегодня, к сожалению, этой практики уже нет. Колледж уже долгие годы не выпускает нужных на предприятии специалистов. Потому на ЕРЗ приглашают и возят рабочих из соседних городов, обучают новые кадры на самом предприятии.
Производственные площадки предприятия отвечают требованиям 21 века. Условия трудовому народу созданы: в цехах сделан ремонт, люди работают не на допотопных станках, а на современном оборудовании.
- Станок плазменной резки, наш сотрудник усовершенствовал. Если изначально он мог резать сталь толщиной не более 30 мм, то после переоснащения станка в газокислородный и установки на него нового ЧПУ, теперь он режет металл толщиной до 150 мм,- с гордостью отметил руководитель предприятия.
В цехе № 22 переоснастили линию автоматической пайки, купили и установили систему оптического контроля. И это помогло улучшить качество выпускаемых изделий. Раньше контроль деталей вели визуально контролеры ОТК, сейчас этим занята автоматика.
А что за выбросы идут из трубы на территории ЕРЗ? Этот вопрос читателей не могли не задать директору завода.
По словам Олега Ежова, никакого отношения к трубе и тем более к выбросам из нее ЕРЗ не имеет. Труба - на площадке, еще 6 лет назад проданной новому собственнику, который и организовал на ней свое производство.
Можно ли сегодня с уверенностью сказать, что ЕРЗ возродился из пепла рыночного пожара, в котором погибли многие некогда успешные производства? Окончательно, пожалуй, нет. До объемов и славы прежнего ЕРЗ, нынешнему далековато. Но и условия существования у этих двух производств, которые сравнивают артемовцы, - разные, времена изменились кардинально.
Сегодняшнему ЕРЗ еще есть над чем поработать. Например, преобразить свою территорию. Но самое главное все же - предприятие развивается, меняется к лучшему, находит свои ниши в промышленности, свою продукцию, которую можно с выгодой продавать. Будем надеяться, что это волна поднимет ЕРЗ на высоту экономической прибыли.
ФОТОРЕПОРТАЖ Михаила Дудина, "ЕВ".