Новости

Главные новости

Как в провинции создать театр? Ирина Костенко знает

Фото: © Архив семьи Аракелян

Может ли провинциальная культура быть высокого качества и не опускаться до уровня ширпотреба, примитивной самодеятельности?

Конечно, да. Одним из условий появления высококлассного культурного продукта является его оригинальность. И процесс этот не быстрый, как думают некоторые. Только при подготовке почвы профессионалами, создании творческой атмосферы, правильной подкормке своего детища, авторские проекты не только дарят возможность расцвести талантам артемовцев-наших современников, но и помогут преобразится последующим поколениям россиян нашего муниципалитета. 

И, если соблюдать эти непростые и трудоемкие условия, закладываемое зерно обязательно выстрелит здоровыми всходами, а в будущем даст и богатый урожай.

Ирину Костенко можно по праву назвать одним из ведущих "мичуринцев" артемовской культуры. О том, как ей удается работать на "земле" с простыми людьми, о ее мечте все эти годы мы поговорили с режиссером-постановщиком массовых праздников и руководителем театральной студии дворца культуры "Энергетик", сразу, как только она вернулась из отпуска.

- Ирина, хорошо отдохнули?

- Спасибо, отдых делает свое дело. Я снова в строю и готова к работе.

- Часто встречается точка зрения, что в провинции клубы не нужны, а театры уж тем более.

 Очаг культуры сродни домашнему очагу. Здесь людям уютно, комфортно, интересно. Здесь реализуются их мечты, желания, стремления. Я рада, что у каждого учреждения культуры есть своя, постоянная аудитория, публика. Мне очень приятно, что и у моего ДК есть свой зритель, свои люди, свои друзья, которые и в период пандемии не покинули нас, а перестроились и смотрели наши видеотрансляции.

Это очень важно, когда есть свой человек. Благодаря таким людям мы работаем, развиваемся, мы - живем. Совместными усилиями можно все пережить, ведь учреждения культуры несут еще и одну из важных функций: помимо организации досуга, создавать доброе настроение. А оно сродни хорошей микстуре от хворобы.

- Вы одна из немногих, кто в последнее время воплощает в жизнь свои оригинальные авторские идеи, задумки. Откуда черпаете вдохновение? Правильно используете интернет или жизнь подсказывает?

- Исключительно жизнь. Люблю подглядывать, много интересного лежит на виду, стоит только приглядеться и не торопиться. Много черпаю из путешествий, вот из Армении привезла мысль: «Не надо торопиться, Господь мир создавал 6 дней, а ты за час решила управиться». Так мне один местный житель сказал. 

- Вас, как профессионала, учили искать такие модные сейчас «новые формы театрализации». А что свежего можно вынести на сцену, когда все до нас сказано многовековой историей русского театра?

- Я до мозга корней классик. Мастера меня учили, что именно человек должен быть интересен. Поэтому стоически утверждаю - никакие спецэффекты и выразительные средства не заменят взгляд, голос и стук сердца.

Можно оформить мероприятие так, что по современным канонам это будет ярко, эффектно, восхитительно, но это будет без души.

Да, жизнь диктует свои условия, и эта большая индустрия - культура - претерпевает изменения, согласно новым веяниям, но все-таки  живые люди важнее, невозможно их скрыть за всей этой мишурой.

В новые формы необходимо вкладывать человеческие отношения, чувства и перспективу. Не могу сказать точно, что этому учат, но для себя, как аксиому повторяю «не позволяй душе лениться, чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь». Жизнь - это поиск. Нет предела совершенству!

Каждый год, на протяжении многих лет с того момента, как пришла работать в ДК «Энергетик», Ирина мечтала сформировать хорошую театральную труппу из людей далеких от искусства.

Сегодня мечта сбывается. В коллектив Ирины Костенко пришли студенты, которые вообще не были связаны со сценой. Ранее эти ребята не принимали участие в каких-либо творческих объединениях, формированиях, не занимались тем, чему сейчас им очень интересно отдавать свое время и посвящать часы досуга.

Премьерный выход к зрителям для них состоялся в начале года, когда Ирина Костенко представляла программу «Зимняя соната». Для каждого из них это был дебют во всех смыслах. Сначала были массовкой. В следующей постановке стали полноценными участниками - с текстами, со своей отдельной актерской задачей.

7777
7777

- Как получилось, что за раз пришло в труппу так много молодых людей?

- В свое время мы ходили в колледж - АКТП.  Там очень хороший педагогический состав, с Верой Ивановной Останиной у меня сложились дружеские отношения. Но, почему-то студенты не отреагировали на приглашение, на мои задумки, идеи.  На протяжении трех лет это была абсолютно игра в одни ворота - выстрел в “молоко”. А вот с Демидовским колледжем все получилось. Не знаю, с чем это связано. Может потому, что они переехали в свое здание, у них появилась какая - то уверенность, фундаментальность. Два профессиональных образовательных учреждения - и совершенно разные интересы и увлечения. Ребята, которые пришли из Демидовского, они ведь не только входят в театральный коллектив, из них сформировался и наш вокальный ансамбль.

Когда колледж был приглашен на творческую встречу, чтобы познакомить студентов с нашим учреждением, мы достаточно откровенно все рассказали и показали. Провели экскурсию по всему ДК и, буквально через 2-3 дня, назначили время и место встречи. Из общего числа приглашенных, к нам пришли процентов 5-7. А когда пошли подготовки репетиций, занятия, упражнения, когда ребята стали понимать, что это серьезно, не просто так, что они кому-то интересны, кому-то нужны, что востребованы - сразу пошел дальнейший процесс. При встрече с друг другом ребята рассказывали о репетициях, делились впечатлениями, обсуждали происходящее. Прошел, так называемый, эффект «сарафанного радио». И вдруг всем захотелось попробовать себя в этой ипостаси.

- Нереально весь техникум вывести на сцену?

- После 9 Мая, когда мы продемонстрировали свою работу, был просто шквал обращений. Ребята очень хотели поучаствовать в постановках. Но к тому времени был сформировавшийся костяк коллектива, который занимался с самого начала. И это стало своеобразным ограничением для принятия новичков.

С 1 сентября мы возобновили нашу работу, и, если честно, начали по этому поводу немного волноваться. Мне продолжают приходить просьбы принять человека, желающего примкнуть к театральной труппе. Очень трудно отказывать людям, объясняя, что эта группа уже занимается почти год, и она работает в мероприятиях не только в качестве актеров, статистов, ведущих, но и в качестве организаторов, помощников. Для ребят это большая практика - попробовать себя в разных направлениях, ну и, конечно же, это большой задел на будущее. Ведь рано или поздно им придется выходить из маленького города в большую жизнь, и стать универсальным человеком, который умеет разговаривать, договариваться, вести откровенные, умные, открытые диалоги. Думаю, им это, на сегодняшний день, очень необходимо.

- Сбылась мечта о театральной труппе из простых людей?

- Направляемся к ней семимильными шагами. Если ко мне придет слесарь, продавец, обычный рабочий я с удовольствием приму их, потому что, чем отдаленнее человек от нашей «кухни», тем с ним интереснее работать. У меня, как у режиссера появляется азарт вывести его на сцену. Чтобы от этого харизматичного человека исходила не только определенная информация, энергетика, но и была подача, посыл, что нам всем это присуще, мы все талантливые. Главное - нужно всего лишь преодолеть небольшой страх появления на сцене перед зрителями.

- Сероб Аракелян, один из участников вашей студии - железнодорожник. Мы знаем его как пропагандиста и организатора футбольной команды в артемовском. И вдруг он - в артистах. Как судьба вас свела?

- Сероб оказался в труппе случайно и неслучайно. Он общается с моим сыном. Конечно, на просторах интернета мы встречались, но мы даже не «друзья» в соцсетях. Я нечаянно обнаружила, что помимо спортивных возможностей, у него есть еще дарование и талант в рифмовании. Рома как-то показывал мне его стихи, которые он написал и использовал в своих презентациях. И это было неплохо.

- Как Сероб стал главным героем постановки?

- Спектакль «Кадры памяти» возник спонтанно. Я увидела фотографию Сероба, которая потом просто перенеслась на сцену. Он на ней стоит в длинном пальто и кепке. Мое воображение подсказало, что к этому образу не хватает чемодана, в котором он собрал свои пожитки за весь небольшой свой прожитый век. И «кадры памяти» из этого хранилище должны быть обнародованы.

2
2

Мы с ним списались, я его пригласила. При встрече рассказала свою идею и добавила, что это должна быть твоя история, твоя хронология, я могу написать все, что угодно, но хочу, чтобы стиль был именно твой. Он думал до вечера. А потом мне пришли первые варианты.

- Трудно было?

- Интересно. Это получился плод совместного труда. Конечно, история Сероба автобиографичная, только мы его - сегодняшнего - отправили в условия Великой Отечественной войны. Он немного пофантазировал, нам пришлось некоторые предлагаемые обстоятельства взять из современной жизни: как армянский мальчик попал в русское село, как к нему относились, как к иноверцу, представителю другого этноса – все это мы взяли из его жизни.

Канву и концепт спектакля, пролог, который по задумке являлся и эпилогом - дала ему я. А все остальное - плод его сочинительства и фантазии. Можно сказать, что у нас получился хороший творческий тандем. С Серобом работается легко, он слышит и понимает. А у меня, когда увидела его на фото, абсолютно четко сложилось дальнейшее видение всего спектакля. Он был написан за две недели. Ровно через 14 дней случилась наша первая репетиция.

-Работа проделана серьезная, ответственность огромная, это все готовилось к 9 Мая?

- Мы много работали над драматургией, ведь современному поколению достаточно сложно окунуться в атмосферу Великой Отечественной войны. Оно не знает, что это такое, и даже по рассказам это сложно представить. Мы апробировали, отсмотрели много материалов, теоретических и практических. На индивидуальных репетициях с Серобом уделяли внимание атмосфере тех лет, внутреннему состоянию героя. Сероб играл нерусского мальчика, находящегося в кругу русских, на русской территории, которого позже призвали в армию, отправили на фронт. Там он тоже попал в русскую часть и в первый же свой бой - погиб.

Премьера состоялась 23 февраля этого года. Позже спектакль было решено расширить. В проект добавилась вводная часть, которая рассказывает о 11 артемовских ветеранах. Их конечно же намного больше, поэтому каждый блок и каждый представленный в нем ветеран подразумевает всех не названных героев.  Вторая, театрализованная часть – апофеоз той биографической истории, о которой я рассказала, в этом сезоне обогатится, ведь к нам пришли еще студенты - мы ее расширим.

- Есть Сероб, есть актеры – студенты, которые показали уже свое творчество. Что-то новое готовить начинаете, чем порадуете артемовцев?

- В премьере «Кадры памяти» ребята участвовали в качестве актеров второго плана. Все-таки это был моноспектакль, и основа в нем - герой Сероба Аракеляна. «Кадры памяти» - уже сделанный и отрепетированный материал, мы решили внести в план на февраль и май. На сегодняшний день у нас есть идея поставить с Серобом еще один спектакль, уже на спортивную тему. Единственное, что меня пока останавливает, это то, что он футболист.  Может я ошибаюсь, но мне кажется, что это настолько избитая история… Мое видение такое, чтобы это был футболист, но с завидным прошлым, который приходит и начинает формировать дворовую команду. Но пока этот план отодвинули на 2022 год. Почему? Потому что у Сероба сейчас очень напряженный график. Он вышел на диплом в университете, поэтому мы притормозили процесс. 

Театральная труппа работает, будем реализовывать новые проекты.

А мы, как преданные зрители, будем ждать премьер от Ирины Костенко и ее артистов.

Материалы по теме

14 октября 2021
ФК “Артемовский” разгромил дома лидера турнирной таблицы ФК “Форест”!
07 октября 2021
На прошлой неделе глава Свердловской области Евгений Куйвашев заявил, что поручил правительству проработать план…
27 сентября 2021
Сегодня, 27 сентября, под звук фанфар депутатам VII созыва Думы Артемовского городского округа вручали удостоверения.

Читайте и смотрите нас

Нужны ли нам сады-огороды?
на правах рекламы
на правах рекламы
на правах рекламы
ООО «Газета «Егоршинские вести»

Адрес: 623785, Свердловская область, Артемовский, ул. Ленина, 12
E-mail: evest@mail.ru
Служба информации [корреспонденты]: +7 (34363) 2-43-92,
+7 (34363) 2-42-23, 8-9000-428-444
Служба тиража, приемная: +7 (34363) 2-48-27,
Рекламная служба: +7 (34363) 2-53-80, 8-9000-418-444.
E-mail: evest-reklama@mail.ru
Яндекс.Метрика

Найти

Отправка новости

Обратная связь

Спасибо, Ваше сообщение отправлено. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.