Может ли провинциальная культура быть высокого качества и не опускаться до уровня ширпотреба, примитивной самодеятельности?
Конечно, да. Одним из условий появления высококлассного культурного продукта является его оригинальность. И процесс этот не быстрый, как думают некоторые. Только при подготовке почвы профессионалами, создании творческой атмосферы, правильной подкормке своего детища, авторские проекты не только дарят возможность расцвести талантам артемовцев-наших современников, но и помогут преобразится последующим поколениям россиян нашего муниципалитета.
И, если соблюдать эти непростые и трудоемкие условия, закладываемое зерно обязательно выстрелит здоровыми всходами, а в будущем даст и богатый урожай.
Ирину Костенко можно по праву назвать одним из ведущих "мичуринцев" артемовской культуры. О том, как ей удается работать на "земле" с простыми людьми, о ее мечте все эти годы мы поговорили с режиссером-постановщиком массовых праздников и руководителем театральной студии дворца культуры "Энергетик", сразу, как только она вернулась из отпуска.
- Ирина, хорошо отдохнули?
- Спасибо, отдых делает свое дело. Я снова в строю и готова к работе.
- Часто встречается точка зрения, что в провинции клубы не нужны, а театры уж тем более.
Очаг культуры сродни домашнему очагу. Здесь людям уютно, комфортно, интересно. Здесь реализуются их мечты, желания, стремления. Я рада, что у каждого учреждения культуры есть своя, постоянная аудитория, публика. Мне очень приятно, что и у моего ДК есть свой зритель, свои люди, свои друзья, которые и в период пандемии не покинули нас, а перестроились и смотрели наши видеотрансляции.
Это очень важно, когда есть свой человек. Благодаря таким людям мы работаем, развиваемся, мы - живем. Совместными усилиями можно все пережить, ведь учреждения культуры несут еще и одну из важных функций: помимо организации досуга, создавать доброе настроение. А оно сродни хорошей микстуре от хворобы.
- Вы одна из немногих, кто в последнее время воплощает в жизнь свои оригинальные авторские идеи, задумки. Откуда черпаете вдохновение? Правильно используете интернет или жизнь подсказывает?
- Исключительно жизнь. Люблю подглядывать, много интересного лежит на виду, стоит только приглядеться и не торопиться. Много черпаю из путешествий, вот из Армении привезла мысль: «Не надо торопиться, Господь мир создавал 6 дней, а ты за час решила управиться». Так мне один местный житель сказал.
- Вас, как профессионала, учили искать такие модные сейчас «новые формы театрализации». А что свежего можно вынести на сцену, когда все до нас сказано многовековой историей русского театра?
- Я до мозга корней классик. Мастера меня учили, что именно человек должен быть интересен. Поэтому стоически утверждаю - никакие спецэффекты и выразительные средства не заменят взгляд, голос и стук сердца.
Можно оформить мероприятие так, что по современным канонам это будет ярко, эффектно, восхитительно, но это будет без души.
Да, жизнь диктует свои условия, и эта большая индустрия - культура - претерпевает изменения, согласно новым веяниям, но все-таки живые люди важнее, невозможно их скрыть за всей этой мишурой.
В новые формы необходимо вкладывать человеческие отношения, чувства и перспективу. Не могу сказать точно, что этому учат, но для себя, как аксиому повторяю «не позволяй душе лениться, чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь». Жизнь - это поиск. Нет предела совершенству!
Каждый год, на протяжении многих лет с того момента, как пришла работать в ДК «Энергетик», Ирина мечтала сформировать хорошую театральную труппу из людей далеких от искусства.
Сегодня мечта сбывается. В коллектив Ирины Костенко пришли студенты, которые вообще не были связаны со сценой. Ранее эти ребята не принимали участие в каких-либо творческих объединениях, формированиях, не занимались тем, чему сейчас им очень интересно отдавать свое время и посвящать часы досуга.
Премьерный выход к зрителям для них состоялся в начале года, когда Ирина Костенко представляла программу «Зимняя соната». Для каждого из них это был дебют во всех смыслах. Сначала были массовкой. В следующей постановке стали полноценными участниками - с текстами, со своей отдельной актерской задачей.
- Как получилось, что за раз пришло в труппу так много молодых людей?
- В свое время мы ходили в колледж - АКТП. Там очень хороший педагогический состав, с Верой Ивановной Останиной у меня сложились дружеские отношения. Но, почему-то студенты не отреагировали на приглашение, на мои задумки, идеи. На протяжении трех лет это была абсолютно игра в одни ворота - выстрел в “молоко”. А вот с Демидовским колледжем все получилось. Не знаю, с чем это связано. Может потому, что они переехали в свое здание, у них появилась какая - то уверенность, фундаментальность. Два профессиональных образовательных учреждения - и совершенно разные интересы и увлечения. Ребята, которые пришли из Демидовского, они ведь не только входят в театральный коллектив, из них сформировался и наш вокальный ансамбль.
Когда колледж был приглашен на творческую встречу, чтобы познакомить студентов с нашим учреждением, мы достаточно откровенно все рассказали и показали. Провели экскурсию по всему ДК и, буквально через 2-3 дня, назначили время и место встречи. Из общего числа приглашенных, к нам пришли процентов 5-7. А когда пошли подготовки репетиций, занятия, упражнения, когда ребята стали понимать, что это серьезно, не просто так, что они кому-то интересны, кому-то нужны, что востребованы - сразу пошел дальнейший процесс. При встрече с друг другом ребята рассказывали о репетициях, делились впечатлениями, обсуждали происходящее. Прошел, так называемый, эффект «сарафанного радио». И вдруг всем захотелось попробовать себя в этой ипостаси.
- Нереально весь техникум вывести на сцену?
- После 9 Мая, когда мы продемонстрировали свою работу, был просто шквал обращений. Ребята очень хотели поучаствовать в постановках. Но к тому времени был сформировавшийся костяк коллектива, который занимался с самого начала. И это стало своеобразным ограничением для принятия новичков.
С 1 сентября мы возобновили нашу работу, и, если честно, начали по этому поводу немного волноваться. Мне продолжают приходить просьбы принять человека, желающего примкнуть к театральной труппе. Очень трудно отказывать людям, объясняя, что эта группа уже занимается почти год, и она работает в мероприятиях не только в качестве актеров, статистов, ведущих, но и в качестве организаторов, помощников. Для ребят это большая практика - попробовать себя в разных направлениях, ну и, конечно же, это большой задел на будущее. Ведь рано или поздно им придется выходить из маленького города в большую жизнь, и стать универсальным человеком, который умеет разговаривать, договариваться, вести откровенные, умные, открытые диалоги. Думаю, им это, на сегодняшний день, очень необходимо.
- Сбылась мечта о театральной труппе из простых людей?
- Направляемся к ней семимильными шагами. Если ко мне придет слесарь, продавец, обычный рабочий я с удовольствием приму их, потому что, чем отдаленнее человек от нашей «кухни», тем с ним интереснее работать. У меня, как у режиссера появляется азарт вывести его на сцену. Чтобы от этого харизматичного человека исходила не только определенная информация, энергетика, но и была подача, посыл, что нам всем это присуще, мы все талантливые. Главное - нужно всего лишь преодолеть небольшой страх появления на сцене перед зрителями.
- Сероб Аракелян, один из участников вашей студии - железнодорожник. Мы знаем его как пропагандиста и организатора футбольной команды в артемовском. И вдруг он - в артистах. Как судьба вас свела?
- Сероб оказался в труппе случайно и неслучайно. Он общается с моим сыном. Конечно, на просторах интернета мы встречались, но мы даже не «друзья» в соцсетях. Я нечаянно обнаружила, что помимо спортивных возможностей, у него есть еще дарование и талант в рифмовании. Рома как-то показывал мне его стихи, которые он написал и использовал в своих презентациях. И это было неплохо.
- Как Сероб стал главным героем постановки?
- Спектакль «Кадры памяти» возник спонтанно. Я увидела фотографию Сероба, которая потом просто перенеслась на сцену. Он на ней стоит в длинном пальто и кепке. Мое воображение подсказало, что к этому образу не хватает чемодана, в котором он собрал свои пожитки за весь небольшой свой прожитый век. И «кадры памяти» из этого хранилище должны быть обнародованы.
Мы с ним списались, я его пригласила. При встрече рассказала свою идею и добавила, что это должна быть твоя история, твоя хронология, я могу написать все, что угодно, но хочу, чтобы стиль был именно твой. Он думал до вечера. А потом мне пришли первые варианты.
- Трудно было?
- Интересно. Это получился плод совместного труда. Конечно, история Сероба автобиографичная, только мы его - сегодняшнего - отправили в условия Великой Отечественной войны. Он немного пофантазировал, нам пришлось некоторые предлагаемые обстоятельства взять из современной жизни: как армянский мальчик попал в русское село, как к нему относились, как к иноверцу, представителю другого этноса – все это мы взяли из его жизни.
Канву и концепт спектакля, пролог, который по задумке являлся и эпилогом - дала ему я. А все остальное - плод его сочинительства и фантазии. Можно сказать, что у нас получился хороший творческий тандем. С Серобом работается легко, он слышит и понимает. А у меня, когда увидела его на фото, абсолютно четко сложилось дальнейшее видение всего спектакля. Он был написан за две недели. Ровно через 14 дней случилась наша первая репетиция.
-Работа проделана серьезная, ответственность огромная, это все готовилось к 9 Мая?
- Мы много работали над драматургией, ведь современному поколению достаточно сложно окунуться в атмосферу Великой Отечественной войны. Оно не знает, что это такое, и даже по рассказам это сложно представить. Мы апробировали, отсмотрели много материалов, теоретических и практических. На индивидуальных репетициях с Серобом уделяли внимание атмосфере тех лет, внутреннему состоянию героя. Сероб играл нерусского мальчика, находящегося в кругу русских, на русской территории, которого позже призвали в армию, отправили на фронт. Там он тоже попал в русскую часть и в первый же свой бой - погиб.
Премьера состоялась 23 февраля этого года. Позже спектакль было решено расширить. В проект добавилась вводная часть, которая рассказывает о 11 артемовских ветеранах. Их конечно же намного больше, поэтому каждый блок и каждый представленный в нем ветеран подразумевает всех не названных героев. Вторая, театрализованная часть – апофеоз той биографической истории, о которой я рассказала, в этом сезоне обогатится, ведь к нам пришли еще студенты - мы ее расширим.
- Есть Сероб, есть актеры – студенты, которые показали уже свое творчество. Что-то новое готовить начинаете, чем порадуете артемовцев?
- В премьере «Кадры памяти» ребята участвовали в качестве актеров второго плана. Все-таки это был моноспектакль, и основа в нем - герой Сероба Аракеляна. «Кадры памяти» - уже сделанный и отрепетированный материал, мы решили внести в план на февраль и май. На сегодняшний день у нас есть идея поставить с Серобом еще один спектакль, уже на спортивную тему. Единственное, что меня пока останавливает, это то, что он футболист. Может я ошибаюсь, но мне кажется, что это настолько избитая история… Мое видение такое, чтобы это был футболист, но с завидным прошлым, который приходит и начинает формировать дворовую команду. Но пока этот план отодвинули на 2022 год. Почему? Потому что у Сероба сейчас очень напряженный график. Он вышел на диплом в университете, поэтому мы притормозили процесс.
Театральная труппа работает, будем реализовывать новые проекты.
А мы, как преданные зрители, будем ждать премьер от Ирины Костенко и ее артистов.