Сосновоборцы не хотят спать в шубах и валенках и требуют наладить работу котельной.
«Что Кузьма закует, то Михайло раскует. То есть если с 14 ноября были морозы, то к 21 числу (Михайлов день) они ослабнут. Если же на Кузьму тепло, то к Михайлову дню морозы будут», - рассказала наша подписчица Татьяна Кузнецова в обсуждениях первых холодов в группе «Егоршинских вестей» в ВК.
К любым прогнозам, предсказаниям, приметам в Сосновом Бору относятся серьезно. Когда в комнатах и спустя 2 месяца после старта отопительного сезона ветер свищет, то поверишь во что угодно. И если природа обещает, что зима наступит еще не скоро, теплится людская надежда, что власти все же не бросят стариков и младенцев на произвол судьбы в холоде и успеют решить многолетние проблемы жилищно-коммунальной сферы до наступления серьезных морозов.
Рассказывать о мытарствах сосновоборцах, живущих в благоустроенных квартирах с печками, можно долго. Проблем здесь бескрайнее море. Но самое больное место - местная котельная. Каждый новый отопительный сезон - новый круг ада для жителей. Со слезами, болезнями, проклятиями и все-таки надеждами на светлое теплое будущее.
Очередное обострение проблемы началось в 2016 году. Тогда отопительный сезон в Сосновом Бору начался… в декабре. В очередной раз латали котлы, которые недавно были приобретены за много миллионов. Но из-за нарушения установки и подготовки воды дорогостоящее оборудование пришло в негодность за считанные месяцы.
Активисты поселка в ту зиму дошли до администрации Президента. В начале 2017 года в Сосновый Бор пришло чиновное письмо, в котором сообщалось, что для реконструкции сосновоборской котельной и ремонта теплосетей выделено 26 млн рублей. Радости сельчан не было предела.
29 марта того же года общественников, которые буквально положили здоровье в поисках выхода, пригласили в Екатеринбург, в резиденцию полномочного представителя президента в УрФО. Андрей Березовский, который в то время занимал этот высокий пост, в присутствии министра энергетики и ЖКХ Николая Смирнова и мэра Артемовского Андрея Самочернова со словами поздравлений и признательности за настойчивость и неравнодушие вручил поселковым активистам символический пакет документов. Он содержал смету на оговоренную сумму и перечень работ, которые предстояло выполнить в Сосновом Бору. Торжественный момент снимали корреспонденты ВГТРК «Вести-Урал».
Деньги в Артемовский поступили, но были истрачены не по назначению. Куда они ушли, можно только догадываться. В этот период в районе появились 2 новые газовые котельные, купленные аккурат на озвученную активистам сумму и навевающие мысль о смене приоритетов и первоочередности задач. Жаль, что глава Самочернов жил не в Сосновом Бору, а в Б. Трифоново, где появилась одна из новеньких котельных.
Каждый следующий отопительный сезон в Сосновом Бору стартовал с задержками. Конечно, в сводках и отчетах всегда все было хорошо. И не единожды новые котлы покупали по завышенным ценам, и весь поселок силой заставили отключиться от центрального теплоснабжения, оставив на котельной лишь 11 многоквартирных дома и учреждения соцкультбыта.
Да и стены котельной вместе с крышей “ремонтировали” много раз на не одну сотню тысяч рублей городского бюджета. Но воз и ныне там. Крыша в здании держится только на энтузиазме работников, в стенах огромные дыры, через которые снег заметает помещение. Кочегары кидают уголь в топку лопатой, как в дореволюционной России и греются у буржуйки в маленькой комнатке. И если бы не сосновоборские мужики, вкалывающие на котельной, не видать бы сельчанам и того, что есть сейчас.
Но каждый раз, когда проблемы с отоплением обострялись, артемовские чиновники и руководящие дяди из сферы ЖКХ рассказывали, что во всем виноваты сами жильцы. Мол, неучи живут в деревне, ничего не понимают в технологиях, ну и мать-природа при этом то холода лютые пошлет, то ветра аномальные.
Как пощечины звучат обвинения и сейчас. Иногда их разбавляют советы жить, как в цивилизованной Европе, мол, там всю зиму в домах ходят в свитерах и спать ложатся в них же и ничего - не ропщут.
В благоустроенных домах Соснового Бора за минувшие два месяца тепло можно было ощущать лишь в некоторые дни - их жители отмечают красным карандашом в настенном календаре как праздничные. Одним из таких спокойных периодов была последняя неделя октября. На улице еще тепло, в домах тоже, каменные стены двухэтажек прогревались, готовясь к морозам.
И вот 4 ноября, в День единства, местный ватцап-чат взорвался сообщениями. Жители абсолютно всех домов сообщали, что в квартирах холодно, батареи еле теплые, а у некоторых просто ледяные. Температура в квартирах дома 1А по улице Иванова и Черемушках в доме №1 опустилась до +13 градусов. Остальные жители многоэтажек ежились, но терпели, надеясь на реакцию чиновников. Все обращения к властям, в ресурсопоставляющую организацию «Прогресс», управляющую компанию «Наш дом» оставались без ответа. И лишь вмешательство местного депутата Алексея Решетова внесло ясность в происходящее на котельной.
- Проблемы, как мне пояснили, в следующем, - пояснял депутат своим избирателям. - В работе два котла. Третий КВР (котел) проходит капитальный ремонт. На период сварочных работ и при учете уличной температуры днем в работе всего один котел. Скоро ремонт завершат, будем ждать улучшений.
Ремонт только начавших работу котлов и ввод в эксплуатацию старого резервного сильно затянулись. Деньги на эти работы, как рассказали сосновоборцы, были выделены только в октябре. Отсутствие угля, которое ведет к жесткой его экономии, использование для поддержания котлов горбыля и конечно износ систем теплоснабжения на все 100 процентов - все это по итогу привело в очередной раз к тому, что сосновоборцы пытаясь наладить теплоснабжение в квартирах начали спускать с системы теплоноситель. К потерям от постоянных порывов теплотрасс, сбросу теплоносителя при ремонтах и прочистке систем в домах, прибавились еще и эти. Давление в системе упало до 4,5-5,0 единиц. В час система теплоснабжения в поселке теряла 3 м3. Для сравнения, в Буланаше, который в десятки раз больше Соснового Бора, потери составляют примерно 7 м3 в час.
Для чего нужно было две недели отрицать очевидное и замалчивать внештатную ситуацию на котельной – непонятно.
Чиновникам, видимо, легче идти уже по проторенному пути - называть здание с полуразрушенными стенами «режимным объектом», вводить для работников запрет на разглашение информации, чтобы никто не прознал секрета Полишинеля, и тянуть время.
Сосновоборцы уже не ищут, где их 26 млн, они только обращаются к артемовской власти.
- Если вы взяли у нас деньги на другие цели, попользовались – верните. Сделайте нам новую котельную по проекту, а не так, как делали все эти годы – там отрежем, тут приварим, здесь не доделаем. А может тогда оно и заработает, - требуют жители.
Почему многоквартирники к отопительному сезону были не готовы, почему «экономятся» средства и оборудование в котельной эксплуатируется с нарушениями? Нет водоподготовки, о которой мечтают сосновоборцы много лет. Нет хотя бы примитивной углеподачи в помощь кочегарам. Почему подрезка(чистка) всех котлов производится одномоментно, что приводит к потере температуры и давления в системе? И, самое простое, почему не ведутся записи в журнале контроля температур с 14 октября, да и другие отчетные документы просто отсутствуют.
Эти и много других вопросов глава АГО должен задавать своим подчиненным, ведь все структуры, ответственные за тепло в домах, являются муниципальными унитарными предприятиями. А если Константину Трофимову преподносят, мягко говоря, искаженную информацию, обвиняя простых сосновоборцев, нужно принимать уже радикальные меры.
16 ноября, с пуском третьего котла, теплоснабжение в домах было в очередной раз восстановлено. При подаче в +65 даже ветхая система Соснового Бора начала работать в штатном режиме и через сутки теплоноситель в котельную стал возвращаться +55-57 градусов.
Чат в мессенджере замолк. Если тепло, то напраслину никто возводить не будет.
ОТ РЕДАКЦИИ
В эти дни на котельной и в квартирах сосновоборцев побывали две большие комиссии. На место после публикации на сайте “ЕВ” о бедственном положении замерзающих сосновоборцев выехал зам. главы Александр Миронов. Для его приезда в котельной увеличили температуру подачу теплоносителя до +60 градусов. Но температура «обратки» +40 предательски выдавала реальное положение дел. Напомним, что в ночь перед приездом высокопоставленного начальства на улице было -20!
Батареи в домах и трубы на улице пощупали и депутаты комиссии по ЖКХ. Для холода в квартирах - клубок причин. Это и продуваемая котельная, и “голые” трубы, через которые улетучивается драгоценное тепло. Это и водоразбор воды из системы жильцами, которые так пытаются поддерживать температуру в комнатах. Это и забитые отложениями батареи и стояки. Это и технологические нарушения в производстве теплоносителя из-за недоделок при перевооружении котельной.
В общем, проблем хватает. Их нужно устранять одну за другой. А иного выхода нет: сосновоборская котельная - самая известная в районе, люди уже ставки делают - сколько еще денег из бюджета нужно потратить и сколько времени потребуется, чтобы привести в порядок небольшое техническое сооружение, обогревающее 11 домиков и пару-тройку зданий соцкультбыта. Проследим и мы.