В православных храмах Артемовского все готово к встрече Рождества Христово. В это вечерние часы завершается Рождественский Сочельник, вместе с ним - Рождественский пост, время строгого ограничения, обновления, духовного очищения.
Сегодня ночью, с 6 на 7 января, в храмах по всей России пройдут праздничные богослужения. По традиции возглавит их Патриарх Кирилл в кафедральном храме Христа Спасителя.
Накануне большого православного праздника, Рождества, в храмах Артемовского благочиния все готово к торжественной службе.
"Где-то будут служить ночью, где-то будут служить вечером, а потом утром 7 января. То есть разделят богослужение на две части. Потому что существуют две традиции: одна - служить вечером, потом ночь спать, а рано утром собраться на Литургию. А другая - служить с вечера в ночь до 2-3 часов, а в некоторых храмах с особо строгим уставом - до утра. Потом разговелись (покушали рождественские блюда, приготовленные накануне) и пошли спать. Потому что на следующий день опять служба. Ведь Рождественское богослужение не одно, потом будет второй день Рождества, затем - третий день Рождества, и всё это нужно служить", поясняют в храме в честь иконы Божьей Матери "Умиление".
Расписание служб мы сообщали. Также в церкви в честь иконы Божьей Матери "Умиление" (ул. Мира, 20) 7 января запланирован праздничный концерт. Он начнется в 11 часов.
"Рождество совсем близко. Хотелось бы пожелать всем больше света и радости, - желают артемовцам служители и православные храма в честь иконы Божьей Матери "Умиление". - Событие Рождества ощущается не в предпраздничных заботах и не в шумных празднествах. Оно - в неуловимом движении души, в едва заметном волнении сердца. Когда вдруг, пусть на краткое мгновение, внутри нас устанавливается мир и тишина. Когда рождаются новые ощущения, новые мысли, новые надежды. Когда мы начинаем глубже чувствовать и больше понимать".
Видео из Храм во имя пророка Божия Илии Натальи Буньковой.
Фотокорреспондент "Егоршинских вестей" Михаил Дудин побывал в двух церквях Артемовского за пару часов до рождественских служб.
До первой звезды - а это когда?
Звезду в Рождественский сочельник ждали не просто так. Благочестивая традиция в сочельник приступать к еде только "после первой звезды", соблюдалась верующими не одно столетие - в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Но какую звезду ждут верующие в Рождественский сочельник, чтобы, наконец, поесть? Уж точно не наградную, как Александр Васильевич Суворов в растиражированном ТВ-анекдоте. И не ту, что на небе, пишет "Российская газета".
В Церкви "первая звезда" символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь - это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно и поесть - но только сочива: строгий пост. Получается, у верующих в сочельник испытание их выдержки: праздничную Рождественскую трапезу готовим, но к ней до поры до времени не притрагиваемся. А когда будет можно?
Кончается Рождественский пост уже в сам день праздника Рождества, после ночной литургии. Праздничное застолье начинается уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией - Всенощного бдения. Понятно, что такая строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа. И еще важно помнить, что подобная строгость не касается больных или ослабленных после болезни. Или тех, кто много и самоотверженно работает - врачей, например.
Основные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Во время богослужений Рождественского сочельника читаются так называемые "царские часы", получившие свое название в связи с тем, что на них в России непременно присутствовали цари (а в Византии императоры). Читаются на богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения, весь ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны Рождества Христова.
Поэтами замечено, что Рождественский сочельник, Рождество - время особенное: будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эти январские ночи входит в нашу жизнь. Нет, мы не просто вспоминаем событие, произошедшее две тысячи лет назад в темноте Вифлеемской ночи, когда Бог принял человеческую природу, человеческую плоть, когда Он стал одним из нас, когда Всесильный пришел в этот мир самым беззащитным - Младенцем (это и называется тайной Боговоплощения)… Нет, Рождество - это не просто воспоминание о некоем событии, имевшем место быть две тысячи лет назад.
Феномен Рождественской ночи в том, что время будто останавливает свой бег, давая нам прикоснуться к надмирному, каким-то непостижимым образом делая нас причастными и к тайне Боговоплощения, и к чуду любви Божьей к нам, людям. И сердце начинает ясно ощущать, что ты принадлежишь не только этому, такому зыбкому и суетному миру, но и миру иному, миру горнему.