На Буланаш родственники из Екатеринбурга привезли умирать еще не старого, но немощного пенсионера.
В редакцию газеты «Егоршинские вести» обратились обеспокоенные соседи 62-летнего пенсионера, которого пасынок привез из Екатеринбурга доживать в буланашскую 2-этажку. Покупка маленькой однокомнатной квартиры в поселке, по словам соседей, ему обошлась в сто с небольшим тысяч рублей.
- Где-то в конце октября к нам на этаж заехал новый житель, - рассказали соседи пенсионера по площадке. - Сказал, что его сюда привез пасынок Денис.
Соседи рассказали, что с первых дней его переезда стали видны проблемы со здоровьем переселенца.
- Он просил рассказать как дойти до паспортного стола, - вспоминает соседка Татьяна Анатольевна. - Но по дороге упал, видимо от боли или от голода. Люди подумали, что он пьяный, приехала скорая и куда-то его увезла. Но он не пьет и не курит уже 20 лет.
На алкоголика Александр Николаевич К. действительно не похож. В квартире мы не нашли не одной пустой бутылки и окурков. Но видно, что человек действительно болен, ослаб и ему срочно требуется медицинская помощь.
- В первые дни приезда он даже сам мыл пол, прибирался, - говорит еще одна соседка, пенсионерка Любовь Ильинична. - А когда ему стало плохо, то уже я помогала в меру своих сил.
Соседи неоднократно звонили пасынку Денису. Но он им ответил так (цитируем со слов соседей): «Он мне никто, меня не воспитывал, бродил где-то и заявился через восемь лет. Хотите, вам денег вышлю - ухаживайте и покупайте продукты».
- А ведь мы сами больные, пожилые люди. Подкармливаем, конечно, соседа, жалко ведь человека. Вот сейчас суп сварила, попробую покормить, хотя даже голову Саше поднять не могу, - переживает Татьяна Анатольевна. - Куда только не обращались: в полицию, поссовет, скорую, соцзащиту. Никому дела нет.
Работники скорой помощи, по рассказу соседей, после их долгих и настойчивых требований приехали. Медик померила давление, взяла анализ на сахар (показал повышенную норму) и уехала, сказав, что нужно вызывать участкового врача.
- Мы вызвали фельдшера. Она осмотрела больного и сказала, что за ним нужен паллиативный уход (мера медицинской, психологической и социальной поддержки больного человека - ред.). То есть постоянный присмотр за ним. Даже если мы выкупим лекарства, то кто будет следить за их приемом. Александр уже не то, что принять их, а даже встать не может и не говорит последние дни.
Мы заметили, что левая сторона у лежачего мужчины действует плохо. Он поднимает правую руку, как будто что-то хочет сказать и сгибает правую ногу, чтобы снять напряжение на позвоночник, так как лежит неподвижно уже несколько дней. По словам медиков, скорее всего у него нарушения, связанные с неврологией, и нужно обследование.
- Саша жаловался на сердце, скорая его увезла, но через пять дней вернули, - рассказывали соседки. - Было время, когда он сильно чесался, мы думали - может чесотка или клопы. Осмотрели диван - все чисто. Дали «Супрастин» и покраснения пропали. Может, как у диабетика, на что-то аллергия и высыпало покраснение. Ноги тоже как «дутыши» - опухают, ходить не может. Но мы же не медики, чтобы делать заключения, а тем более лечить.
Татьяна Анатольевна через газету взывает ко всем структурам: «Неужто нет службы, которая отвечает за таких людей. Подключайте прокуратуру, может, там разберутся - как можно человека выбросить из его собственного дома, где он к тому же прописан».
- В чьей собственности эта квартира - нам неизвестно. Одно ясно, за нее копятся долги по ЖКХ. Правда, последние счета кто-то забрал, - говорят неравнодушные соседи. - Звонили в Пенсионный фонд, спрашивали, почему Александру не приносят пенсию. Нам ответили, что закончилась прописка (видимо, временная), а пенсионная карточка оформлена в Екатеринбурге.
Все, что нам удалось выяснить про этого человека по рассказам наших собеседниц, это то, что их сосед под Екатеринбургом имел большой дом, является отцом шестерых сыновей, которые с бывшей женой уехали в Германию и, возможно, просто не знают о проблемах своего близкого родственника.
- Разве можно так относиться к людям. Ведь мы все старыми будем, - звучит обращение как крик души пенсионерок к пасынку, родным их соседа, к службам, которые игнорируют ставшего одиноким, немолодого и больного человека - Определите его в дом инвалидов, престарелых или пансионат какой-нибудь. Родственники, вы уж тогда просто откажитесь от него, признайте недееспособным или просто выбросите за ненадобностью на помойку.
Женщины приводят примеры иного отношения к пожилым людям.
- У нас на этаже парализованная женщина лежала, так сын за ней десять лет ухаживал. Переехал из Екатеринбурга для этого, - говорит Татьяна Анатольевна. - Здесь же больного человека бросили на голодную смерть, без средств к существованию.
В администрации Буланаша нам пояснили, что пенсионное дело К. в ПФР было передано лишь 14 января, а пенсию Александру Николаевичу принесут только в феврале. Пенсионной карточки у пасынка Дениса нет, пенсия приходит в екатеринбургское отделение «Почта банка».
- Еще в пятницу он приходил ко мне в администрацию, а несколько дней назад, видимо, слег, - рассказала сотрудник ТУ Татьяна Евдокимова. - Паспорт, действительно, соседи попросили оставить у нас, он его уже несколько раз терял. Мы помогали с соцслужбой его восстановить. Инвалидом, по нашей информации, он не является. Буквально сегодня, во вторник, у него опять был медик, угрозы жизни нет. Но необходимо экстренно принимать какое-то решение.
Татьяна Владимировна поблагодарила отзывчивых соседей за помощь немощному человеку и обещала сообщить нам в ближайшее время о принятом решении.
Обратились мы за разъяснениями и к заместителю руководителя управления соцполитики Артемовского и Режевского районов Светлане Харченко.
- Что делать в таких ситуациях и как поступить, если родственникам такой человек просто не нужен?
- Если медики говорят о необходимой паллиативной помощи, то почему ее не представляют? По линии ЦРБ есть такая возможность, - сообщила Светлана Валерьевна. - А если говорить об устройстве человека в специализированный интернат на постоянное место жительства, то необходимо соблюсти ряд условий: у него должен быть постоянный источник дохода (имеется пенсия - ред.), необходимо установить является ли инвалидом (не является) и должно быть личное согласие на переезд в спецучреждение (до последнего момента он был категорически против, но, возможно, необходимость постоянного ухода заставит Александра Николаевича изменить решение).
Светлана Валерьевна пообещала направить к пенсионеру домой сотрудника Комплексного центра социального обслуживания населения, чтобы на месте определить его состояние и принять какое-то решение.
Когда готовилась публикация, в редакцию позвонила Татьяна Евдокимова и сообщила, что, пообщавшись с заведующей буланашской поликлиники, они приняли решение отвезти больного на обследование. Соседи подтвердили, что приехала скорая помощь и соцработник и отвезли больного пенсионера на обследование.
Мы проследим за судьбой пенсионера и расскажем, чем в итоге закончилась история его определения.