Просто нужно найти к ним подход и показать своим примером: можно не разрушать, а созидать – считает педагог Центра образования и профессиональной ориентации.
- Минимальная программа выполнена. Выросли сыновья, подрастают внуки, построен дом и есть целый сад деревьев. На склоне лет встает вопрос о смысле жизни. Для чего живем? Просто так жить, есть, спать и ждать – это не цель. И я понял, что должен передать свои знания, внести свою лепту в воспитание подрастающего поколения.
Передо мной за учительским столом сидит обычный на вид человек в рабочей форменной куртке и говорит потрясающие вещи. Его видимая скромность не позволяет сразу понять, что перед вами талантливый педагог, мастер золотые руки, творческая личность с философским складом ума и активной, благородной жизненной позицией.
Некоторое время назад мой собеседник - Александр Михайлович Шабалин, увлекался еще и писательством, но сегодня он с улыбкой говорит об этом, как о давно забытом эпизоде. Зато в его педагогическом призвании нет сомнений ни у него, ни у тех, кто с ним знаком. Я не стала задавать привычные вопросы вроде «что для вас главное в жизни» или «в чем секрет успеха», поскольку ответ очевиден: Шабалин - человек неравнодушный, любящий жизнь, не желающий проводить дни бесцельно, и в этом все дело.
- Рабочие профессии сегодня не престижны, - размышляет мастер. - Во многом виноваты СМИ, пропагандирующие совсем другое. Они не дают информации, которая бы давала стимул, показывала положительные моменты труда. И молодые люди стараются получить специальность в финансах, управлении, различного рода непроизводственных сферах. А теперь сложилась ситуация, когда нам нужно активно налаживать собственное производство, и выявилось, что многие товары - импортные, а своих нет. И квалифицированных рабочих не хватает, и опытных руководящих кадров, кто мог бы продвигать, развивать производство очень мало.
Александр Михайлович не просто говорит, а берет на себя задачу восполнить эти пробелы. Педагогическую деятельность он начал в Артемовском профессиональном училище в качестве мастера производственного обучения по специальности «устройства тракторов и автомобилей». К тому времени за его плечами был большой и разнообразный опыт. После приезда в наш город в 1985 году трудился завгаром в Буланашской геологической партии, горнорабочим в шахте, снабженцем, механиком. Занимался предпринимательской деятельностью, в рамках которой защитил проект «Пчеловодство как бизнес», получил губернаторский грант на построение омшаника. Но несмотря на такие достижения и умения пчеловодство считает только своим хобби.
После окончания в родной Башкирии восьми классов Александр приобрел там же в ПТУ специальность тракториста-машиниста широкого профиля. Высшее образование с квалификацией «инженер-механик» получил в Челябинске, в институте механизации и электрификации сельского хозяйства. Окончив его, работал главным инженером в совхозе им. Ленина в Курганской области.
Но выполнение задачи-максимум ждало нашего героя в Артемовском районе. В 2016 году мастера пригласили в Центр образования и профессиональной ориентации на работу преподавателем по направленности «слесарные и слесарно-сборочные работы: слесарь по ремонту автомобилей II разряда». Вот здесь он точно нашел себя.
Александр Михайлович для с ребят не просто умелый автомастер. В ЦО и ПО нередко приходят подростки, не слишком успешные в школе, в общении со сверстниками. К тому же руководитель учреждения Наталья Александровна Холоткова активно сотрудничает с Территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Совместными усилиями сотрудники двух организаций привлекают «трудных» детей к занятиям в центре.
У Шабалина и других педагогов Центра эти “никчемные” парни и девчонки получают поддержку, раскрываются, становятся успешными. Они приходят на занятия с охотой, добиваются неплохих результатов. Ну, нет у них пятерок и даже четверок по физике и литературе. Так не боги горшки обжигают! На каждом шагу мы видим результаты труда рабочих, и когда юный человек чувствует, что ремесло ему подчиняется, что его труд удачен и нужен людям, что его хвалят - это дает начинающему жить человечку уверенность в своих силах. А значит, общество получит состоявшегося, полезного гражданина.
- Они ребята нормальные. Любят работать с техникой, - говорит про “трудных” Александр Михайлович. – Я им сразу, на первом же занятии озвучиваю правила, которые у нас заведены и по которым нам нужно будет взаимодействовать. Мы заключаем своего рода договор, который неукоснительно выполняют и педагог, и ученики. Если есть несогласие – прошу аргументировать. Аргументы редко находятся.
А правила просты. Не курить в здании и даже вблизи него. Не пользоваться телефоном во время занятий - сотовые убирают в ящик стола. Вставать, приветствуя взрослых, вошедших в аудиторию. Не употреблять нецензурных выражений. Мат никогда не остается без внимания, его здесь пресекают сразу. “Слово надо держать. Дисциплина должна быть, без нее невозможны ни учебные занятия, никакая работа. Строгость и справедливость необходимы вместе и поровну”, - считает мастер Шабалин.
Наставник участвует в движении WorldSkills Russia «пятьдесят плюс» в компетенции «ремонт и техническое обслуживание легковых автомобилей» и является экспертом по данному профилю. Его ученик Даниил Ковязин в 2019 году занял II место по области в этом конкурсном направлении.
В 2021 году Александр Михайлович стал победителем конкурса на соискание губернаторской премии среди педагогов технической направленности. Уже второе поколение учится мастерству у педагога Шабалина. Недавно сын бывшего ученика сдал экзамен на автоэлектрика. Главной целью занятий учитель считает даже не то, чтобы дети стали классными специалистами, но чтобы они сами стали лучше, и их жизнь не прошла даром.
- В мире очень много агрессии, зла. Дети все это видят и впитывают. Им нужен положительный пример и часто это личный пример педагога. Они понимают, что, оказывается, можно не разрушать, а созидать, не оскорблять, а уважать. Мы должны работать над этим. Это главная задача. Нажитое с собой не заберешь, а вот если ученики скажут «спасибо» - это достижение.
- Александр Михайлович, а за что больше всего душа болит?
- Как специалист по сельскому хозяйству, особенно переживаю, что Артемовский район уступает в этой отрасли даже соседним районам. Не стало совхозов, мало сельхозтехники, люди не идут работать в село.
- А что вас утешает и дает надежду, я уже поняла. Это желание и возможность нести знания и лучшие человеческие качества в общество. Так?
- Да. Профессия педагога тяжелая, сложная, но благородная. С учениками всякое бывает, и учитель должен быть и педагогом, и психологом, и организатором, и актером.
Актером наш герой бывает и в прямом смысле. На сцене, в КВН, в команде педагогов. И даже в 2017 году был награжден грамотой за лучшую мужскую роль.
Но все же лучшая роль его жизни – учить молодежь хорошей рабочей профессии, своим примером воспитывать уважение к людям труда. Пожелаем Александру Михайловичу здоровья, хорошей отдачи от работы и благодарных учеников!