Стенды у Центра занятости и Интернет-ресурсы гласят: в АГО очень нужны педагоги. В предстоящем учебном году на работу в школы ждут преподавателей начальных классов, географии, иностранного языка, информатики, истории и обществознания, математики, русского языка и литературы, физики и химии. Очень нужны в детские сады младшие воспитатели и музыкальные руководители, а также педагоги дополнительного образования, учителя-логопеды и даже социальный педагог.
Около полусотни вакантных мест из предложенных 525 - представителям именно этих специальностей. Зарплату обещают от 17 571 до более чем 30 000 рублей. Но претенденты пока не откликаются.
Как сообщили в управлении образования, самый большой спрос в Артемовском районе существует на учителей начальных классов: 8 из 18 школ в селе и городе нуждаются именно в них. В разных учреждениях - в разных количествах. Самые большие наборы идут в школах № 9, 12, 56.
Таких специалистов выпускает наш Демидовский колледж, но работать в школы АГО приходит лишь треть выпускников. Преподаватели и директора школ стараются работать с каждым выпуском: уговаривают, показывают перспективы. Понятно, что у выпускников педагогического направления в 20 лет бывают совсем иные планы нежели работа в школе.
Причин в нынешних современных условиях достаточно: в городских школах большие классы, повышенная ответственность педагога как перед учениками, так и перед родителями. К тому же в учреждениях требуются квалифицированные кадры, и требования к специалистам с каждым годом становятся все выше.
Требуются в наши школы педагоги и по технической направленности — учителя математики, физики и информатики. Также не снижается спрос на учителей русского языка: 5 учреждений из 18 нуждаются именно в таких специалистах.
В общеобразовательных организациях требуются и узкие специалисты — это логопеды и дефектологи. По иностранному языку, естественнонаучному направлению (химия, биология) хотя и не массово, но также требуются учителя.
В детских садах остается высокий спрос на музыкальных работников. Воспитатели требуются, но все же не в таком количестве. Также необходимы и узкие специалисты. Если, как отметили в Управлении образованием, с психологами проблема решена, то остается достаточно высокая потребность в логопедах — специалистах по работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Нужны и педагоги дополнительного образования - это связано с открытием дополнительных образовательных программ.
Как же школы выходят из этой ситуации? В основном руководство образовательных учреждений направляет своих же педагогов на переподготовку и получение дополнительных смежных специальностей. Например, физики могут быть преподавателями информатики.
Причина кадрового голода - и непрестижность профессии педагога, и смена поколений, когда «возрастные» педагоги уходят на заслуженный отдых. Люди среднего возраста ищут что-то более денежное и менее ответственное, а выпускники педвузов и педколледжей остаются в больших городах по месту учебы. Кстати, студентам по закону сейчас разрешено с третьего курса работать в образовательных организациях.
Директора школ для того, чтобы закрыть «кадровые» прорехи, согласны даже на совместительство. Но педнагрузка такова (минимальная недельная нагрузка 18 часов), что сотрудникам просто физически тяжело преподавать еще и в другой школе. Но корпоративную солидарность никто не отменял, и директора идут друг другу навстречу, стараясь поделиться кадрами.