Две недели после мобилизации мать не знала о местонахождении своего сына
Вид у этой пожилой посетительницы, зашедшей 10 октября в редакцию газеты, был смущенный и растерянный. Анна Александровна (все имена изменены) рассказала, что ей 75 лет, что еще две недели назад ее семьей были сын Александр и внучка Маша, 18-летняя студентка колледжа Екатеринбурга.
25 сентября ее 46-летнему сыну принесли повестку о мобилизации и явке 29 сентября. Но уже на следующий день, 26 сентября, он получил другую повестку: уже о явке утром 27 сентября.
От внучки они скрыли, что отца мобилизуют. Утром 27 сентября бабушка проводила Машу на железнодорожный вокзал к 7-часовому поезду в Екатеринбург, а в 8 часов провожала уже сына - с площади Советов.
- От Маши хотели скрыть сначала мобилизацию, чтобы она училась, не расстраивалась. Сын говорил: «Мам, не говори ей пока ничего», - рассказала пенсионерка. - До сына я смогла дозвониться 27 сентября вечером, они были в 32 военном городке Екатеринбурга. Разговор получился короткий, сын сказал: «Мама, мне некогда, я потом свяжусь». И все, больше я с ним поговорить не смогла, связь прекратилась.
Александр в 90-х служил срочную службу в танковых войсках, потом продолжил службу уже контрактником и участвовал в боевых действиях на таджикско-афганской границе. После службы в армии он женился. В 2004 году в семье родилась дочка Мария. В этом же году скончался отец Саши. А в 2007 году скоропостижно скончалась жена.
И Александр стали жить с матерью и дочерью втроем. Он пытался связать свою жизнь с другими женщинами, но создать снова семью пока не удалось. Родственники по материнской линии с Машей не общаются, бабушка и дедушка со стороны ее мамы давно умерли. Александр работал на крупном предприятии слесарем и получал приличную для нашего города зарплату - около 50 000 рублей.
Маша всегда училась хорошо, мечтала получить хорошую престижную специальность. На бюджетное место ей поступить не удалось, взяли только платно. Отец начал оплачивать учебу дочери в коммерческом колледже и проживание в Екатеринбурге. Сейчас Маша живет в съемной квартире (общежития у колледжа нет), за которую платит 20 000 рублей (17000 рублей за саму квартиру и 3 000 — коммуналка), за учебу - 5 800 рублей в месяц. От государства она получает пенсию по утере кормильца - 12 000 рублей.
Сама Анна Александровна при пенсии в 20 000 рублей, платит за коммуналку 9 000 руб. и 2 000 руб. тратит на лекарства. На жизнь остается 9 000.
После отъезда сына и папы бабушка с внучкой остались вдвоем. Но самое страшное для них - что связь с Александром прервалась. Остро стал вопрос о продолжении учебы Марии, так как материально они вдвоем при всем желании не могут покрыть расходы на проживание и обучение. Отец успел оплатить учебу и квартиру за октябрь, а дальше…
- Я пошла в наш военкомат (военно-учетный стол - ред.). Там мне ответили, что ничего не знают, - сказала Анна Александровна. - Позвонила на номер 122 (“горячей линии” по мобилизации). А мы, говорят там, ничего не знаем, ничем вам помочь не можем. Идите, говорит, в военкомат. Перепихивают туда-сюда…
Несколько дней назад через знакомую, муж которой тоже ушел по мобилизации, пришла весточка от Александра. Маме, которая 10 дней не знала о судьбе сына, передали, что он находится в Ростовской области, а позвонить не может, так как сим-карты «Tele2» в том регионе не работают.
- Я говорю: пусть Родине служит, пусть долг отдаст, - говорит скромная тихая Анна Александровна, а из глаз капают слезы. - Главное, чтобы внучке можно было учиться. А то она говорит: «Что, бабушка, мне теперь бросать учебу?» Я так беспокоюсь, у меня уже нервы не в порядке. Каждый день думаю - как быть, как там он, как Маша?
После рассказа Анны Александровны мы связались с военным комиссариатом в г. Реже. Там нам пояснили, что смогут предоставить всю необходимую информацию только при личном обращении родственника. Мы также позвонили на работу Александра. Получили ответ, что для решения каких-либо вопросов Анне Александровне необходимо лично приехать на предприятие, где с ней обсудят возникшие проблемы.
Поговорили мы и с Машей, договорились сходить с ней в военкомат Режа или в областной и пообещали, что в любом случае не оставим ее без помощи (и те, кто читает нас сейчас, знаем, присоединятся, если будет нужно).
В 20 часов 11 октября, когда готовилась публикация в газету, позвонила Анна Александровна и сообщила несколько порадовавших ее новостей. Во-первых, к ней днем приходила женщина, которая рассказала, что ее муж в одном экипаже танка вместе с Александром, что он жив-здоров и они проходят подготовку на территории России.
Во-вторых, ей по телефону позвонил представитель военкома из Екатеринбурга, который пообещал передать номера телефонов ее и внучки Александру. В суете мобилизации Саша оставил свой телефон в воинской части Екатеринбурга, а номера родных наизусть не помнил. Также представитель военного ведомства пообещал сходить в колледж и помочь с вопросом дальнейшей учебы Маши.
В-третьих, самая главная новость в том, что вечером Марии позвонил Александр (видимо, ему уже передали номера телефонов) и рассказал, что у него все нормально, все хорошо, что теперь у него есть контакты родственников.
p.s. После выхода газеты с рассказом о семье мобилизованного, в редакцию позвонила Екатерина Голодникова, заведующая военно-учетным столом АГО, и рассказала, что Анне Александровне помогли сотрудники в Артемовском, а не в Екатеринбурге и что маме и дочери призванного по мобилизации помощь обязательно будет.
Анна Александровна побывала на предприятии сына, где ей пообещали материальную помощь: "Говорят, ежемесячно", - передала информацию пенсионерка.
Также откликнулись наши читатели, которые готовы помочь семье деньгами, оплатой учебы или аренды квартиры Насте.
Бабушка и внука пока отказываются от материальной помощи, обе сказали, "нам хватает, может, кому нужнее".
Спасибо всем, кто откликнулся, кто помог, кто не остался равнодушным. Мы проследим за выполнением прозвучавших обещаний, будем в контакте с маленькой семьей бабушки и внучки.
Мы также взяли интервью о том, на какую мощь могут рассчитывать семьи мобилизованных артемовцев. Опубликуем его в номере "Егоршинских вестей" 19 октября и на сайте.