8 декабря отмечается международный День художника. Он был учрежден в 2007 году Международной Ассоциацией «Искусство народов мира».
Многие из нас когда-то пробовали свои силы в изобразительном искусстве - брали в руки карандаши или фломастеры, мелки или кисти, да даже палочку для рисунка на песке. У кого-то даже получалось на что-то похоже. Поэтому 8 декабря и наш с вами день — День художника.
Благодаря художникам-творцам мы видим их глазами как жили наши предки. Еще один из секретов художников — они могут останавливать время на своих картинах или заглядывать в будущее. Ребенок, который сейчас учится в художественной школе Артемовского, может через несколько лет полностью изменить облик родного города.
8 декабря мы поговорили с Борисом Григорьевичем Подшиваловым, Почетным гражданином АГО, энтузиастом, подвижником изобразительного искусства, художником. Говорили о роли искусства в нашей жизни, о художниках, творивших в нашем городе и районе, и о тех маленьких творцах, которые еще только учатся рисовать.
- Борис Григорьевич как заинтересовать молодежь заниматься живописью?
- В художественные школы их надо вести, заниматься с ними. Если у кого-то видны способности, талант, надо обязательно найти пути к этому ребенку и заставлять его заниматься. Каждому человеку Бог дал что-то. Я, допустим, умею рисовать, но не могу химию освоить, неинтересна она мне. А другому, наоборот, нравится химия или русский язык.
- Как у вас получалось прививать детям любовь к искусству?
- Могу рассказать, что с 1996 года я работал директором в школе № 72. Каких ребят, бывает, выгонят из других школ, я всех к себе собирал. Умею находить к таким подход. В школе я ввел такие порядки, за которые меня сейчас бы критиковали. Сразу сказал, что каждый ребенок должен заниматься на уроках по искусству и спорту и каждого взял под контроль. Некоторые взвыли, но я сказал, что если надо ходить на лыжах — значит будет ходить на лыжах. Каждый ребенок занимался в каком-нибудь кружке. А по искусству у меня были различные кружки: вышивка, флористика, плетение из лозы, рисунок, скульптура, лепка.
- Как родители относились к вашим методам?
- Были родители, которые возмущались, ведь учились дети в школе и из неблагополучных семей, многие подростки состояли на учете в милиции. Я таким родителям говорил: «Сам не умеешь ничего и не лезь. Лучше помогай, пусть занимается ребенок». Потом «Спасибо» сколько из них говорили.
- У всех ли есть возможность поступить в Художественную школу?
- Я 25 лет старался пробить открытие художественной школы. 25 лет обивал пороги у горкома партии, у исполкома. Когда ее открыли 27 лет назад, мне сказали: «Кто принимать будет?». А у меня уже были ребята, которые закончили художественные училища, институты. Вячеславу Филимонову я и сказал: «Ты, Слава, давай, иди директором». Сейчас уже в этой школе есть свои сложившиеся традиции, многие ребята, закончившие ее, посвятили себя искусству. Дети учатся там с 6 лет, преподаватели помогают раскрыть таланты. Ведь талант может и в 6 лет проявиться, а может и в 8 классе, как у Миши Жирова.
Насколько я знаю, есть много детей, желающих заниматься в художественной школе, но мест не хватает. У меня есть список - 19 заявлений, кому отказали в приеме. Сейчас стоит проблема расширения помещений учебного заведения, детям тесновато в школе.
- Как в ближайшее время можно повлиять на художественное развитие в городе?
- Ребятам надо проводить больше выставок своих работ. 2023 будет Годом педагога и наставника, и я предложил в художественной школе провести, например, выставку «Мой любимый учитель», где ребята из разных школ нарисуют своих учителей. Хочу, чтобы они не просто учились разбираться в красках и прочее, а чтобы соображали - как применить это в жизни. Профессии такие, как архитектор, дизайнер, флорист, стилист, модель развиваются от понятия красоты.
Каждый человек должен разбираться в прекрасном, должен знакомиться с историей искусства, знать о том, как создавались культура, изобразительное искусство народов разных стран. Тот же слесарь на своем рабочем месте уже будет делать не просто деталь, а деталь красивую, хорошую.
В нашем городе есть много художников и работают они в разных направлениях, но их надо как-то объединять. При проведении выставок должны быть обязательно размещены афиши на улицах в определенных трех- четырех местах, чтобы люди видели, где и что проходит. А то у нас торгаши своими объявлениями все углы и мусорные ящики обвешали, а по выставкам никакой информации нет.
Наша земля богата талантами, надо с ними работать, уделять больше внимания, начиная с детского сада.
- Что вы можете посоветовать молодым и не очень молодым, но начинающим художникам?
- Ну естественно надо побольше работать. Тем, кто любит природу, тем надо побольше писать пейзажей и показывать людям красоту вокруг. Кто любит изображать людей, тому надо показывать хорошие мероприятия с участием людей, их портреты.
Для тех, кто хочет изображать архитектуру, могу сказать, что я при изображении храмов обращаю внимание на их красоту и самобытность. Порой их архитектура неожиданная даже, но все это подчинено службе народу. При строительстве храма мастер обдумал же - как все сделать. Если посмотреть только кладку кирпича в церкви в Родниках — это же искусство. Попробуйте создать из кирпича такую красоту!
- Борис Григорьевич как вы в 84 года сохраняете такую хорошую физическую форму?
- Я каждое утро делаю зарядку по полтора часа. Главное — не надо лениться. Иной раз проснешься, думаешь — ну сегодня можно не делать. Но нет, никаких гвоздей. Я не даю себе спуску!
Борис Григорьевич за время беседы, показал много рисунков и картин друзей и учеников. Как он их называет, это Коля Крылов, Володя Фаттахутдинов, Игорь Слюсарь, Паша Самочернов, Юра Седов, Ипполит Бородин, Валентин Вахрушев, Александр Зырянов, Алексей Каргополов, Сергей Хвастенков и многие другие. По некоторым картинам он рассказал увлекательные истории о том, как писались они художниками с натуры или после пережитых приключений. И это - отдельный рассказ.
В Артемовском жили замечательные художники, а сейчас их дело продолжают наши современники. Художественную школу в нашем городе нужно и сохранять, и развивать. Дабы помогать талантливым детям развивать свои способности.