Горе от утраты, как неизлечимое заболевание, разрастается с огромной силой и скоростью. Страшно…
Они не могли по-другому. Потому что для них есть понятие: долг, есть то, что присуще настоящему мужчине: не отсиживаться, не прятаться, а идти, если так надо. Каждый воин, без разницы, мобилизованный ли или оказавшийся на специальной военной операции добровольно, здесь, на родине, оставляет привычную ему жизнь, любимых людей, родителей, жен и... что, больнее всего - детей. Детей, которым так трудно объяснить, почему их папы больше нет рядом.
Жители Артемовского района в минувшие дни простились с тремя бойцами: мобилизованными 33-летним Вячеславом Лосевым, 32-летним Сергеем Миниахметовым и 28-летним добровольцем Денисом Ульяновым. О гибели еще одного земляка, служившего в ЧВК «Вагнер», 35-летнего Виталия Зюзева, артемовцы тоже узнали на днях. И следом пришла новость о гибели Максима Николаева.
Виталий Зюзев погиб 30 декабря, получив во время военных действий в зоне СВО ранения, несовместимые с жизнью. У него остались мать, супруга, дети 11 и 15 лет.
Место гибели - в районе города Артемовска ДНР - напоминает о родной сторонке, которую повидать бойцу так и не удалось. В среду, 25 января, артемовцы простились с Виталием.
Они были лучшими папами на свете. Потому что считали, что должны делать то, что умеют, потому что хотели, чтобы их дети спокойно засыпали под сказки, а не под свист ракет.
- Для своих детей он был замечательным папой, а мне - отличным мужем, - вспоминает Вера, жена Виталия Зюзева. - Когда родилась дочка, он был молоденьким девятнадцатилетним мальчишкой. Но сразу показал себя ответственным папой, во всем мне помогал: готовил ужин, мыл посуду, утюжил с двух сторон все пеленки и распашонки. Мог полночи провозиться с домашними делами, а ранним утром встать и идти на работу. И никогда не жаловался, всегда говорил, что все хорошо.
Виталий с семьей жил на станции, окончил институт УрГУПС, а после работал в локомотивном депо мастером.
- По молодости оступился и попал в места лишения свободы, а уже оттуда ушел добровольцем на войну, - рассказывает его супруга. - Перед тем, как принять решение пойти воевать, он позвонил и сказал, что делает это ради детей, что если суждено будет погибнуть, то не в тюрьме, а на войне, чтобы дети могли им гордиться. Мы все им гордимся, но боль утраты разрывает душу: не поведет теперь папа дочку под венец, не порадуется больше успехам сына.
Жена Вячеслава Лосева, Ольга, рассказывает о своем супруге:
- К мобилизации он внутренне был готов. Ранее проходил службу в пограничных войсках на Дальнем Востоке, после чего вернулся в звании сержанта. Он хотел защитить нашу семью, а получилось так, что я сейчас должна сама быть сильной.
Сергей Миниахметов до мобилизации работал электрогазосварщиком в ОМК-3 на железной дороге. У Сергея остались двое детей: 4-летний сын и 11-летняя дочь (от первого брака).
- Был отличным папой, очень любил их, всегда одаривал ласками и заботой, готов был жизнь, как говорится, за них отдать! - с теплотой вспоминает супруга Сергея.
Жена Вячеслава Лосева также с теплотой рассказывала о том, как весело и дружно муж проводил время с ее 11-летним сыном, всегда придумывал разные активности: катание с горок, походы на речку.
- Родная дочь Вячеслава тоже часто проводила время с нами, а когда папа ушел по мобилизации, писала ему письма.
Денис Ульянов не успел создать свою семью, но у него остались три брата и две сестры.
- Мой брат всегда был готов помочь, чем угодно. Очень веселый, забавный. Когда был на передовой, мы с ним связь не поддерживали. Очень редко общались, - рассказала его сестра Анастасия.
Они были надежными друзьями. Потому что умели дружить.
- Виталий очень отзывчивый, - рассказывает его друг Павел. - Всегда предлагал провести время с пользой для себя и окружающих. Приятно вспомнить, как катались с ним на лыжах. Друг он отличный!
Вячеслав Лосев и Сергей Миниахметов учились в школе №20, жили в соседних домах на станции, а после вместе были мобилизованы 29 сентября. Они служили в одном отделении и погибли вместе в один день. Общим сделали и день прощания с Вячеславом и Сергеем - 12 января.
- Мобилизация еще больше сблизила наши семьи, - делится чувствами о прожитом Ольга. - Когда мужья не выходили на связь, то тревожные мысли не давали покоя. Но дружеская поддержка нам помогала пережить все. Мы поддерживали своих мужчин: сами собирали и отправляли мужьям гуманитарную помощь, старались постоянно быть с ними на связи.
Со знакомым волонтером жены передали три посылки: люди помогали собрать деньги на тепловизоры, рации и другие необходимые на передовой вещи.
- Мы объединялись с другими семьями, чьи мужчины находятся в одном отделении с нашими мужьями, - поясняет Екатерина. - Собрали где-то около 200 кг гуманитарной помощи. Покупали им всякие вкусняшки, то, что они любят. Парни, конечно, радовались нашим посылкам.
- Ребятам особенно не хватало любимого вкусного майонеза “ЕЖК”, - горько улыбаясь, вспоминает Ольга.
Они были любящими мужьями. Потому что понимали роль любимой женщины в своей жизни.
Последними словами каждого из них были самые простые и значимые слова о любви, о желании вернуться домой.
- Слава был очень внимательным мужем, часто приходил с работы с цветами, - сквозь слезы вспоминает Ольга и несколько раз повторяет последнюю фразу мужа: «Я сильно люблю тебя и очень соскучился».
- Был замечательным для меня мужем, другом, - рассказывает о Сергее его супруга. - Очень часто дарил цветы по поводу и без повода, был очень внимательным на разные мелочи (прическа, маникюр). Все говорил, что любит и никому не отдаст нас с сыном.
Екатерина делится воспоминанием, которое всегда с ней: “Помню тот шок, когда за один день изменилось все! 28 сентября после обеда принесли повестку, а 29 сентября в 8.00 нужно было уже явиться на площадь со всеми вещами. Собирала мужа и ревела навзрыд... Вот и все! Не могла справиться с эмоциями. Он все просил меня: «Не реви, не реви...»
Сергей, конечно, был настроен вернуться домой, как иначе.... А вот иначе-то как раз и случилось.
Для своих мам они лучшие дети. Потому что берегли своих родных.
- Виталя был единственным ребенком, - говорит Вера о супруге, - любая мать поймет, что значит потерять свое дитя. Виталя всегда говорил: мамочка, я люблю тебя, береги себя.
Теща Виталия вспоминает, на первый взгляд, самые простые житейские моменты: “Он был для меня любимым зятем. Думала, вот вернется в апреле и я побалую его козьим молоком да пирогами. Очень он любил мою стряпню”.
И не в таких ли надеждах и старательных хлопотах проявляется отношение к родному человеку, тревога и забота о нем.
Родители Сергея Миниахметова с гордостью говорят о своем сыне:
- Наш сын - самый лучший. Заботливый, внимательный, любящий! Он был очень добрым человеком, настоящим верным другом. Мы воспитали его героем для себя, детей, родных и друзей. Для своей Родины.
Для мамы Вячеслава Лосева потеря сына стало тяжелым испытанием. Жена Ольга говорит: “Слава легок на подъем. Всегда прибегал к маме, помогал ей по дому. Она сильно скучает по нему”.
Они надежная опора для страны. Потому что брали ответственность за нее на себя без грамма сомнений.
- Для меня все равны - что вагнеровцы, что мобилизованные, - передают родственники слова главы АГО Константина Трофимова. - Все наши,- артемовцы! (ЧВК "Вагнер" к минобороны не относится, это частная компания - ред.).
Супруга Виталия Зюзева благодарит за помощь в организации церемонии прощания: “Администрация во главе с Константином Трофимовым предоставили помещение для проведения церемонии прощания в ДК им. Попова. Плохо было только то, что сначала военком отказал в сопровождении церемонии почетным караулом. По этому поводу мы обратились в частную компанию «Вагнер». Сотрудники компании оказали нам хорошую материальную поддержку и договорились с военкомом о почетном карауле на похоронах.
Материальная помощь на организацию похорон Вячеслава Лосева и Сергея Миниахметова также была оказана.
Точную дату, когда будет награждение погибших воинов Екатерина, Ольга и Вера на день похорон пока не знали.
Впечатления после нелегкого разговора о погибших земляках тяжкие. Словно живые предстали ребята. В разговоре с их близкими все смешалось в комок горя: слова прощания, молитвы, дети, оставшиеся без пап, заплаканные глаза женщин, их дрожащий голос, душевность теплых воспоминаний и внезапное осознание, что этих счастливых дней вместе уже не будет, что о родном человеке надо говорить “был”. Словно день поменялся на ночь.
Жизнь заставляет родных ребят подниматься каждое утро и оставаться сильными. А нас - помнить, ради чего сражались те, кого уже нет с нами рядом. Помнить каждого ушедшего и просить прощения, что так вышло. По-другому мы тоже уже не можем.