Новости

Новости

Синдром третьей четверти. Что делать артемовцам, когда у их школьников «садится батарейка»

Длительное переутомление грозит детскому организму обострением хронических патологий и появлением новых заболеваний.
Фото: © cdnstatic.rg.ru

Упадок сил знаком большинству людей, дети не исключение.

Идет самая длинная учебная четверть, зима уже отняла большую часть накопленных ресурсов, а до лета еще далеко. Впереди итоговые контрольные, экзамены у старшеклассников. Тревожность растет.

Как противостоять патологическому переутомлению, ответил главный детский невролог Свердловской области, кандидат медицинских наук Алексей Сулимов. Фото: АЦРБ

Как противостоять патологическому переутомлению, ответил главный детский невролог Свердловской области, кандидат медицинских наук Алексей Сулимов. Фото: АЦРБ

Когда ягненок видит волка

- Ноастенический синдром в чистом виде не часто ставят как диагноз, с подобными жалобами ребенка мало кто приводит к докторам. Хотя заниматься лечением необходимо, пока истощение не стало хроническим. Начать надо с того, чтобы придать значение нехорошим симптомам: ребенка подолгу невозможно разбудить, у него апатия, жалобы на недомогание, снижен интерес к новому, повышенная тревожность, возможно, плаксивость.

Здесь уместно напомнить известный опыт с ягненком. Его поместили в большую комнату, где всегда была еда, вода. Он мог свободно перемещаться. Но туда же на короткую цепь посадили волка. Достать до ягненка хищник не мог, но постоянный страх, беспокойство постепенно истощили ягненка – он заболел. Этот эксперимент доказывает, что психическое состояние оказывает огромное влияние на физиологию.

Круговорот затягивает

-Чем конкретно грозит детям длительное переутомление? Ухудшается процесс взросления, роста. Обостряются хронические патологии, до сих пор «спавшие». Высока вероятность появления новых заболеваний.

От перегрузок прежде всего страдают зрение, сердечно-сосудистая, нервная системы, возникают проблемы с мышечным корсетом и осанкой.
Как только человек «скрючился», ломается нормальное расположение внутренних органов. В итоге замкнутый круг - форсирование нагрузок для более высоких результатов в учебе вызывает усталость, она ухудшает функциональные и умственные способности – снижается успеваемость. Легче не допустить подобное, чем позже пытаться разорвать порочную закономерность.

Хочешь быть здоровым - ложись спать вчера

- В советские времена «железно» работала система оздоровления в домах отдыха. Даже там, где не было чудо-процедур, отдыхающие восстанавливались благодаря жесткому режиму дня. Вот это и есть самый важный рецепт – соблюдение режима труда и отдыха. Звучит банально, но работает.

Сейчас идет длинная учебная четверть, наступила весна, когда и без того напоминают о себе хронические патологии, авитаминоз. Именно в марте-апреле потребность детского организма в росте увеличивается, а ребенок устал, энергии ни на что нет. Взрослые должны помочь.
Первое и главное – достаточная продолжительность сна. Родителям своих пациентов говорю: «Чтобы быть здоровым, нужно ложиться спать вчера».

Что происходит с теми, кто не успевает уснуть до полуночи? Красавица превращается в замарашку, карета – в тыкву. Чудеса заканчиваются, наступает апатия, приходят болезни.
Если утром мы с трудом поднимаем ребенка с постели, не можем его разбудить, это сигнал, что что-то не так с режимом.

Сколько «ест» детский мозг

- Представим: ребенок уходит в школу голодным, начинает работать на уроках, выполнять трудные задания, на что моментально уходят запасы микроэлементов. Далее, наконец-то он поел на перемене. Неминуемо впадает в расслабленное состояние, эйфорию: идет активное пищеварение. Все это не физиологично.

Нужна еда по часам, выход из дома с пищевым запасом. Состояние умеренной сытости, без огромных перерывов и голода – вот что позволит поддерживать высокие умственные способности.

И еще про то, как не устать думать. Мозг во время активности забирает 30-40 процентов кислорода. Если он лишен этого, то бессмысленно активизировать его за счет медикаментов. Наступает гипоксия – кислородное голодание, результат - низкое усвоение новой информации.

Вспомните, сколько ваш ребенок бывает на свежем воздухе. Ведь даже путь до школы и обратно стал для большинства неактивным, в автомобиле. Детская прогулка – всего несколько шагов от подъезда до квартиры. Мозг не насыщается кислородом. Нужно увеличить пешеходный маршрут любыми доступными способами.

Повторить приказ

- Нужно быть рядом, помогать ребенку усваивать материал. Хотя бы убедитесь, что ваш школьник четко понимает суть домашнего задания. Не случайно в армии требуют от военнообязанного повторить приказ. Такое проговаривание - своего рода проверка, что поставленная цель воспринята правильно.

Убедитесь, что требования, предъявляемые к ребенку, ему посильны. Слишком сложные задачи могут ввести его в ступор; естественно, далее последуют эмоциональные проблемы и усталость. Помогите понять, но без давления.

Витамины показаны?

-Витамины нужны всем ежедневно, и большую их часть надо получать из пищи. Не забываем о правильно сбалансированном питании с достаточным содержанием овощей и фруктов в пропорциях, соответствующих возрасту ребенка.

Витаминный комплекс пусть посоветует лечащий врач, поскольку без медицинских знаний можно не учесть биодоступность витаминов, их включение в обменные процессы.

Не тормози, из чата уйди!

- Если бы создавалась партия «Врачи против гаджетов», я бы ее возглавил. Даже Стив Джобс – основатель компании Apple - ограничивал использование своих же продуктов его детьми. Он осознавал, как плохо это сказывается на нейронных связях.

Человеческий мозг получает информацию с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Вся эта информация перерабатывается в лобной доле мозга и перенаправляется в другие отделы для принятия решений. Со смартфонами мы активируем только один отдел, автоматически атрофируем функции других.

Таким образом, если человек постоянно пользуется гаджетом, включая периоды отдыха, или выполняет несколько задач с помощью компьютера –например, делает домашнюю работу, смотрит сайты социальных сетей и играет в игры, - то он очень рискует перегрузить свой мозг, истощить его.

Как следствие, ребенок начинает совершать ошибки даже в простой работе, плохо запоминает материал, становится раздраженным.
Чтобы избежать негативных последствий, давайте мозгу отдых. В перерывах гораздо полезнее сделать физические упражнения, а не пробежаться по ленте новостей.

Дозируйте время пользования гаджетами и не позволяйте детям «сидеть» в них во время еды. Помните, телефон, планшет, компьютер - это не просто нагрузка на глаза, но и «тормоз» для мозга.
Вообще я за то, чтобы для связи с родными школьникам давали обычные кнопочные телефоны.

Уважаемые родители, сейчас вашему школьнику нужно особое внимание. Если даже один или несколько пунктов из вышеназванного будет применяться на практике, вы заметите улучшение и в психоэмоциональном состоянии, и в успеваемости своего ребенка. Помогите ему завершить учебный год без потерь для здоровья!

А надо ли нам экзамены в форме ЕГЭ?
ООО «Газета «Егоршинские вести»

Адрес: 623785, Свердловская область, Артемовский, ул. Ленина, 12
E-mail: evest@mail.ru
Служба информации [корреспонденты]: +7 (34363) 2-43-92,
+7 (34363) 2-42-23, 8-9000-428-444
Служба тиража, приемная: +7 (34363) 2-48-27,
Рекламная служба: +7 (34363) 2-53-80, 8-9000-418-444.
E-mail: evest-reklama@mail.ru
Яндекс.Метрика

Найти

Отправка новости

Обратная связь

Спасибо, Ваше сообщение отправлено. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.