В этом спектакле участвовало 60 актеров театральной студии "Кураж" - в том числе дети возрастом от года, трех лет и старше.
"Оратория Мира" - шесть реальных и оттого особенно трогательных историй о военной жизни Артемовского. Премьера постановки прошла 13 мая на сцене ДК “Энергетик”.
Обозначенное время - конец войны, когда советские солдаты уже добрались до Берлина и рядом был День Победы. Но истории связаны не только местом и временем действия. Во всех них чувствуется главное: огромная доброта людей друг к другу, их бесконечная любовь к жизни.
Сценарист и режиссер спектакля, режиссер-постановщик массовых праздников ДК "Энергетик" Ирина Костенко, рассказала нам свою историю. Историю рождения "Оратории Мира".
- Ирина Викторовна, расскажите, что значит "Оратория Мира"?
- Оратория - это большое музыкальное произведение (от лат. оrо "говорю, молю"). Мы говорили на сцене, но это были наши песни. Песни о судьбах человеческих, которые я собирала на протяжении 20 с лишним лет. Мы воспевали героические подвиги, которые совершались не на передовой, а в тылу, а таких тоже было немало.
Например, история о старенькой няне Вике, которая работала в яслях. Детский сад для малюток находился там, где сейчас управление социальной политики. Так как женщины постоянно работали, то 22 ребенка были под присмотром бабушки Вики целыми сутками.
Она их выходила, сберегла и после войны вернула родным. Ни одного ребенка без родственного попечения не оставила.
Всем тяжело было, но забота меняет мир к лучшему.
- Какая перед вами стояла задача как режиссера?
- Наверное, сверхзадачей режиссера как раз и было провести параллель с настоящим временем. Нас жизнь проверяет на все человеческие качества. Неважно, где мы, на СВО или на тушении лесного пожара - все понимали, что если не мы, то кто.
Так и в этих небольших историях о детях войны герои тоже понимали свою сопричастность к ходу событий.
- Все истории реальны. Где вы находили материал для спектакля?
- Мне посчастливилось лично общаться с ветеранами и тружениками тыла, а также многое мне рассказала моя бабушка. Еще читала книги, где были выдержки из писем наших фронтовиков. В 2010 году мне дали задание объехать 11 ветеранов и просто узнать, как они доберутся на постановку "Эшелон победы". Минутное дело, правда? Но вместо нескольких часов работы я проездила пять дней. Меня возил наш автобус от Управления культуры. И, конечно, после мне сделали хороший такой выговор. Но не могла я уйти так быстро: у каждого ветерана была своя история, которой он хотел со мной поделиться.
Многие артемовцы вспоминали про кованые часы, под которыми сначала провожали солдат на фронт, а потом одни встречали вернувшихся бойцов с победой, а другие - получали похоронки.
Рассказывали простые житейские истории. Так и получалось: кругом война, а они тут с котенком носятся, которого нашли и старались прокормить... кругом война, а они кусковой сахар разбили и пошли раздавать соседям по грамульке каждому.
- Как удалось подготовить детей к ролям в спектакле на такую серьезную тему?
- Для самых маленьких все должно быть через элементы игры, пластики, ритмики. В "Оратории мира" малыши играли детей в период Великой Отечественной войны. У них была самая благодатная актерская задача - это выйти и брякать кастрюлями. Они этим занимались самозабвенно.
Главные же роли исполняли ребята постарше.
- Расскажите интересные моменты во время репетиций
- Много было веселого в момент подготовки. В одной истории, где дети нашли котенка, у нас долго не было записи "мяуканья", поэтому сами мяукали. Но наше "мяу" рисовало в голове сытого довольного жизнью кота. Поэтому все начинали хохотать.
Рассказывала ребятам, что настоящие снаряды весили от 12 до 22 кг. Конечно, мы для спектакля сделали бутафорский снаряд. Но когда дети его стали поднимать, у меня сложилось ощущение, что этот снаряд весит тонну.
Еще в одной истории о тетке Розе, которая приютила беспризорников, у актрисы была задача - ничего не слышать и молчать. Так как, по рассказам, она после пятой похоронки оглохла и онемела. У нас один мальчик решил проверить, так ли это на самом деле. Подбежал и сильно крикнул ей в ухо: "Мы кушать хотим. Тетя, глухая что ли?" Но ответа не было. Тогда ребенок тихонечко произнес: "Точно глухая".
Первые репетиции были без реквизита. Но актеры настолько достоверно играли, что казалось, что весь реквизит у нас уже есть. Например, когда беспризорникам кидали еду в шапку, маленькая актриса так вкусно принюхивалась к ней, что у нас прям слюни текли. А в шапке на самом деле ничего не было.
Или вот сцена с пожаром. Парогенератор, который вырабатывает дым, стоит в правой кулисе. А пожар мы тушили во время первых репетиций - возле левой кулисы. Заметили ошибку родители: "Не ту кулису тушите, дым валит из правой!" Я не вижу некоторые моменты со стороны, поэтому благодарю родителей, подмечающих такие явные ляпы.
- В чем были сложности в момент подготовки?
- Театральная деятельность - это коллективная работа. Один выбыл - и все меняется. Поэтому мы были в состоянии напряженном, когда дети начали заболевать за несколько дней до премьеры. Степе стало плохо в школе из-за смога. Но все же с самого утра он мне позвонил и сказал: "Я выйду на сцену. Все хорошо". Я кричала от радости. Но два ребенка все же ушли на больничный за два дня перед концертом.
Когда в постановке принимают участие большое количество детей разного возраста - это тяжело. Потому что невозможно детскую энергию заключить в жесткие рамки и призвать их к дисциплине. Во время первых репетиций такой визг стоял!
- Какие детали, предметы были задействованы театром?
- Реквизит, который помогал создать атмосферу советского времени. В спектакле были такие символы эпохи, как табуретки, оцинкованные тазы, лампы керосиновые. На сцене установили экран, на котором показывали фотографии нашего города в период Великой Отечественной войны. Но все же больший акцент мы делали на образах героев, на игру актеров.
У нас истинная методика Станиславского, театр переживания. Поэтому, когда шла подготовка к спектаклю, целый месяц мы просто разговаривали на тему войны. Выучить можно все, что угодно, но понять и прочувствовать - это уже настоящее мастерство.
- По вашему мнению, вашему театру удалось прочувствовать истории и рассказать их зрителю?
- Мы ее исполнили, пропели, мы ее на все голоса произнесли. Все постарались в эту музыку Победы внести свой голос. В войну все жили одной большой семьей и одной большой надеждой, что мы победим. И сейчас точно так же!
На премьеру в ДК пришло много артемовцев. И тоже - разного возраста. Возможно, кто-то вспомнил в этот момент себя детьми или своих дедушек и бабушек и их военные истории, которые есть в любой семье.
И зрители поняли, думаем, главный посыл постановки: “Оратория” - она не о войне, а о мире. О стремлении человека к миру, добру, спокойной жизни без потрясений и потерь.
“Я словно окунулась в военные времена, ощутила эмоции и чувства людей того времени. Мне очень понравились все истории, но одна захватила мою душу. Она про труд маленьких детей на заводах наравне со взрослыми. Сценаристом, ощущается, проведена огромная работа по сбору материала. Спасибо большое за чувства, которые я испытала вместе с актерами постановки”, - Татьяна Александровна Скутина, председатель ветеранов Артемовского колледжа точного приборостроения.