Перестрелки, убийства, грабежи - именно это представляем, когда слышим “уголовный розыск”. Кто постарше, вспоминая тревожные 90-е, кто помладше - сериалы по ТВ.
Но не по съемкам знаком со службой в этом подразделении наш сегодняшний собеседник, подполковник Андрей Ольков, заместитель начальника полиции Артемовского ОМВД по оперативной работе. В мае у него был профессиональный юбилей - 30 лет службы в подразделении уголовного розыска.
- Андрей Геннадьевич, как вы пришли на службу в милицию?
- В милиции родственников у меня не было и знакомых тоже. Все было просто. В мае 1990 года меня призвали в армию и, так получилось, что попал служить во внутренние войска МВД СССР. Это были специальные моторизованные части милиции, дислоцированные в городе Алма-Ата. После окончания военной службы принял решение о поступлении на службу в органы внутренних дел. Никто на меня особо не влиял, это было мое решение.
- Как начиналась ваша работа?
- В июне 1992 года я стал милиционером патрульно-постовой службы, осенью этого же года мне предложили офицерскую должность - инспектора охраны общественного порядка. В мае 1993 года Юрий Юрьевич Скутин, на тот момент заместитель начальника по оперативной работе. и начальник уголовного розыска Юрий Васильевич Емельянов предложили пойти в уголовный розыск. Я не раздумывал, пошел сразу, хотя были предложения и из других подразделений.
- Почему именно в эту службу?
- В уголовном розыске интересные для меня направления, связанные с сыскной работой, раскрытием преступлений, розыском преступников, установлением причастности подозреваемых к преступлению, их задержанием. Подразделение - на переднем крае борьбы с преступностью (не умаляя, конечно, заслуг других служб). Я выбрал уголовный розыск.
- Есть отличия от службы в 90-х годах прошлого столетия и сегодняшним днем?
- Криминогенная обстановка в девяностые была очень серьезная - во всей стране. Непонятно было, куда мы придем. Уровень криминала во-многом зависит от социально-экономической обстановки. Тогда было обвальное падение уровня жизни людей, поэтому и преступлений стало гораздо больше. Мы в девяностых и начале двухтысячных регистрировали по 1500 преступлений в год, по четыре в сутки в среднем. Сейчас - в три с лишним раза меньше. В начале двухтысячных совершалось по 50 убийств в год, а на сегодняшний день за пять месяцев года мы не зарегистрировали ни одного убийства.
- Кто, по вашему мнению, оставил след в вашем становлении и в истории уголовного розыска Артемовского ОМВД?
- Это, конечно, Сергей Степанович Малыгин, который после службы в Артемовском преподавал в Школе милиции в Екатеринбурге на кафедре оперативно-розыскной деятельности и составил учебники, по которым до сих пор учатся курсанты. Юрий Юрьевич Скутин, заместитель начальника по оперативной работе. Юрий Васильевич Емельянов, начальник уголовного розыска.
Насыков Гариф Сабирович - легенда уголовного розыска Артемовского, гроза преступного мира. Александр Александрович Горбунов, который начинал с работы с несовершеннолетними и дошел до должности заместителя начальника ОВД по оперативной работе. Андрей Владимирович Доможиров, непосредственный мой наставник.
Андрей Валентинович Мелких, Олег Викторович Подкин, Алексей Кутузов, награжден за задержание опасных преступников медалью “За отвагу», Владимир Трушников. Перечислять можно долго.
- Как поддерживаете физическую форму, каким спортом занимаетесь?
- Кроме единого дня для занятий спортом, установленного для сотрудников полиции, в свободное от работы время, а его бывает немного, играю в футбол. С футбольной командой «Сигнал 50+» участвуем в турнирах района. В этом году в «Лыжне России» участвовал, а в прошлом году - в «Кроссе нации». Стараюсь держать себя в форме.
- Что можете сказать молодым людям, которые пожелают устроиться на службу в уголовный розыск?
- Ну, во-первых, должно быть желание. Потребуются, конечно, трудолюбие, должно быть и чувство ответственности. Надо быть готовым к трудностям, которые нужно преодолевать. Да, работа трудная, тяжелая, порой неблагодарная, но очень интересная. Ну а старшие сотрудники, старшие товарищи, помогут становлению.
- В двух словах, что самое главное в вашей работе?
- Самое главное, что мы работаем с людьми и для людей. Поэтому, наверное, чувство удовлетворения наступает после того, когда раскрываешь преступление, когда поможешь какому-то человеку в его беде. Для этого мы и работаем.
Истории от подполковника Олькова
Вспоминаю черный февраль 2005 года, когда у нас на Буланаше было убийство молодой матери и ее 2-годовалой дочки, с поджогом квартиры. Потом, вскоре после этого, двойное убийство на улице Молодежи в городе. Тогда мы работали и днем, и ночью. Это было дело чести - найти злодея. Преступником оказался мужчина, воспитанник школы-интерната, не нашедший места в жизни.
Помнится двойное убийство в Красногвардейском в 2000 году, когда рано утром, на глазах у маленьких девочек (5-ти и 7-ми лет), которых загнали под кровать, расстреляли их родителей. Преступники после этого вынесли все ценное из дома.
Как выяснилось позже, кроме этого двойного убийства, они совершили убийство охранника павильона «Чайка». Где-то месяца через полтора мы вышли на их след. Нашего эксперта Николая Волкова попросили со слов свидетелей нарисовать портрет человека, который заходил в «Чайку» до совершения преступления. Ему удалось очень близко к оригиналу сделать рисунок подозреваемого.
Мы этого человека задержали, а потом установили и преступную группу из четырех злоумышленников, у которой доказали 20 преступных эпизодов. Они совершали преступления также на территории Асбестовского района.
В 1997 году в Артемовском было совершено двойное убийство. Преступники забрали у мужчины автомобиль «Москвич». На этой же машине его привезли на очистные, где расстреляли и бросили. На этом же «Москвиче» они раскатывали по городу и получилось так, что на их пути оказалась дочь погибшего.
Она спросила: «Что вы тут катаетесь на моей машине, где папа?». Те предложили: «Поехали, мы тебе покажем». Привезя девушку, ее там же, на очистных, и расстреляли, бросили буквально в 100 метрах от отца. Машина была брошена и обнаружена на лебедкинском тракте.
У нас появилась оперативная информация о том, что преступники находятся в селе Мостовском. Когда дом был установлен, его окружили. На требование открыть двери, преступники ответили молчанием.
Начальник уголовного розыска Эдуард Касимцев, с которым мы подходили к дому со стороны огорода, кинул в окно найденную рядом гантелю. Разбитое окно воздействовало на преступников отрезвляюще, они сдались, как говорится «без единого выстрела».